О лидерских качествах руководителя
Роль директора школы
по внедрению новых подходов в образовании
Выступлении директора ГУ «Крупской средней школы» Малгаждаровой К.Б. на Совете РОО
Март 2015г
Подготовка учащихся к тому, чтобы жить, трудиться и быть гражданином в XXI веке - задача непростая. Глобализация, новые технологии, миграции, рыночные изменения, соперничество между странами, политические неурядицы и экологические проблемы - всё это настоятельно требует развития знаний, умений и навыков, которые понадобятся учащимся в XXI веке. Педагоги, министерства и правительства, учебные заведения, работодатели и исследователи определяют эти способности в таких терминах, как умения XXI века, умение мыслить на более высоком уровне, более глубокие результаты обучения, а также как комплексное мышление и коммуникативные навыки. Интерес к этому не нов, так например, ученые Гарвардского университета в рамках проекта «Zero», в течение более чем 40 лет занимались исследованием того, как следует преподавать эти знания учащимся и как они ими усваиваются.
умения, знания, ценности, этические отношения и понятия, необходимые в новом столетии, по четырем категориям:
•Способы мышления: креативное и инновационное мышление, критическое мышление, решение проблем, принятие решений, обучение обучению .•Способы работы: коммуникация и сотрудничество.
•Инструменты работы: общая осведомленность и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Жизнь в мире: гражданская позиция, жизнь и карьера, личная и социальная ответственность, в т.ч. культурная осведомленность и компетентность4.
Достижение целей саморазвития (как и любых других) требует специальной осмысленной деятельности руководителя по профессиональному и личностному самосовершенствованию, работы над собой. Как и всякое развитие, саморазвитие руководителя должно привести его в новое качественное состояние, обогатить его творческий потенциал и улучшить его практическую деятельность.
Важность этой проблемы столь велика, что руководителю организации просто необходимо принять очень ответственное решение о переводе самого себя в режим саморазвития, о начале работы над собой. Это решение является первым шагом в алгоритме самосовершенствования. Основанием для принятия такого решения может являться: ситуация в организации и вокруг организации, имеющиеся проблемы, наличие осознанных мотивов, уверенность в успехе, знание технологии самосовершенствования и др.
Тема: «Роль директора школы по внедрению новых подходов в образовании»
Цель: Показать влияние лидерских качеств руководителя по введению новых подходов в образовании.
Задачи:
Показать какова роль директора школы по вопрос внедрения новых подходов в образовании через сертифицированных учителей школы;
Раскрыть теоретические аспекты развития лидерства и профессионального роста учителя в процессе организации методической работы;
Показать руководителю о необходимости самообразования не только директора школы, но и необходимости совершенствования профессионального мастерства учителя;
Выявить факторы, препятствующие развития лидерства и профессионального роста учителя на примере своей школы.
Ожидаемый результат:
-понимают роль современного лидера школы.
-понимание необходимости совершенствование профессионального роста коллектива через сертифицированных учителей
Форма проведения: работа в группах.
Оборудование: ИКТ, проектор, экран, электронная презентация, карточки с заданиями, ватман, маркеры, раздаточный материал, фильмы.Дата проведения: март 2015 г
Участники: директора школ, методисты отдела образования, руководитель отдела образования
Место проведения: актовый зал
ХОД СЕМИНАРА
Вводная часть. Участники семинара рассаживаются по группам в случайном порядке, по картинкам животных. Всего формируются 5 групп по 6 человек.
Психологический настрой на работу (видеоролик).
Орг. момент.
Сообщение темы, цели, задач семинара.
О плане работы семинара.
Слово директору ---------
Слово ----------------------- сертифицированный учитель 1 уровня проводит коучинг по теме: «О лидерских качествах руководителя»
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров,
а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером».
Ралф Нейдер
Существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний
Обсуждая с коллегами вопрос о профессионализме учителя, о том, какова роль педагога в образовании, я заметила, что мнения педагогов расходятся. Одни считают, что следует сосредоточить свои силы в работе лишь с классом, этим самым добиваясь высокого качества знаний и выполнение Стандарта, предлагаемого Министерством образования. В этом случае, педагог «дает» хорошие показатели качества знаний и успеваемости, он на хорошем счету у администрации и секреты своей работы использует только в личных целях. Другие коллеги, являются приверженцами комплексного подхода к профессионализму. Они считают, что в нашем современном мире педагог должен стремиться к профессионализму через совместную деятельность, которая включала бы в себя изучение и внедрение передовой практики в свои школы, проведение дискуссий со своими коллегами, посещение уроков, общение на педагогических сайтах.
Так, кто из моих коллег прав? Кого мы можем считать настоящим профессионалом? Что значит быть лидером в обучении?
«Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Профессионализм)
Педагог может приобрести профессионализм не только в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. А.С.Макаренко считал что, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. (Макаренко, А. С. О воспитании / 1990. – 415 с.). Можно прожить жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие идеи, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. А можно и использовать свои профессиональные навыки и нравственные убеждения для «воздействия на окружающих и инициирования изменений» («Руководство для учителей», с.192).
«лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию» (с.192). По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, так необходимых для его развития. Авторы Руководства подробно раскрыли последовательность этапов процесса по развитию лидерства учителя:
• Определение ценностей.
• Определение профессиональных задач.
• Согласование и консультирование с целью выяснения программы развития.
• Планирование действий.
• Согласование и консультирование с целью выяснения плана действий.
• Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании.
• Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний.
Выготский говорил: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником» (Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М. - 1984. - Т. 6.). Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию.
Из опыта своей работы я выделяла следующие компоненты профессионализма: профессиональная подготовка, профессиональное мышление, профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования), профессиональное мастерство.
Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся о днообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Видеоролик «Лидерские качества»
Группы получают задание:
1 группа «Лидерство как социально психологическое явление».
2 группа «Типы лидерства».
3 группа «Стили лидерства».
4 группа «Педагогическая умелость и мастерство».
5 группа «Педагогическое творчество».
6 группа «Педагогическое творчество»
Инструкция при работе в группе.
Чтение текста. (10 мин)
Обсуждение в группах. (5мин)
Обмен знаниями в группах. (10 мин) ( Переход из одной группы в другу
6. Рефлексия в форме «Интервью»
- Что нового я узнала?
- Что вызвало затруднения?
- Какие знания мне пригодятся в дальнейшем?
Просмотр фильма «21 качества лидера» (3 мин).
Работа над кластером «Как влияют лидерские качества на профессиональный рост учителя»
Группы выбирают спикеров для защиты кластеров
8. Защита кластеров.
9. Работа над синквейном со словами: Лидер, профессионал, Мастер, развивать, повышать, Профессиональный рост.
10. Презетация «Формирование лидерских качеств»
11. Вопросы для самоконтроля
Профессиональный рост педагога зависит от множества факторов. Но, в принципе, все их можно сгруппировать в два типа учителей. Первые из них – просто хорошие учителя, которые проводят обучение на обычном уровне, а вот вторые – проявляют тончайшее мастерство, постоянно его совершенствуя, и, соответственно, добиваются наивысших результатов. Чтобы добиться такого уровня, необходимы безупречные знания своего предмета. Кроме этого, обязательными требованиями являются владение психолого-педагогической теории, а также понимание учебно-воспитательных требований и умение ими воспользоваться.
Именно педагогическая умелость – основа, из которой строится профессиональный рост учителя. В свою очередь, такая умелость базируется на теоретической и практической подготовке, которые позволяют наиболее оптимально подготовится и провести урок. Кроме этого, хороший учитель должен обладать и некоторыми природными данными: хорошим голосом и слухом, внешним обаянием и хорошими манерами.
12. ИТОГ Карточки- раздаткиРуководитель- это прежде всего лидер
Лидер должен помогать людям, воплощать свои мечты в жизнь, преодолевать трудности и кризисы на этом пути, служить им наставником и тренером. Он должен уметь быть разным и важно помнить, что лидерство - это то полномочие, которое нельзя делегировать. Его либо надо принять с радостью и нести с честью, либо просто отойти в сторону.
Рефлексия. Где Я
Позитивный ролик
Текст №1. Лидерство как социально психологическое явление
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Личностные качества настоящего лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный опыт, свободен от предрассудков.
Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные, наконец, более человечные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства, множились соответствующие связи и отношения, росло количество разрешаемых вопросов. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство — один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера.Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда нужно быстро принимать решения, уметь правильно понять конкретные задачи. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.Основная задача лидера — стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Текст №2. Типы лидерства
Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. Существует столько же типов лидерства, сколько и лидеров.
1. Решительный лидер
Данный тип лидерства выделен ориентированностью на действие. Они отличаются желанием принимать трудные решения и твердые действия. Данные лидеры - новаторы, предприимчивы и предусмотрительны. “Делать, налаживать, пробовать” Они быстро двигаются и у них всегда есть чувство срочности. Данные лидеры действуют быстро при возникновении возможностей.
Они смелые. Смелость является готовностью к действию в условиях неопределенности и возможных неудач.Лидеры, предпочитающие конфронтацию в конфликте вместо уклонения от конфликта.
2. Стратегические лидеры
Лидеры, постоянно продумывающие и планирующие свои последующие действия и последствия этих действий. Они способны «охватить большую картину». Перед тем как совершить действие, они просчитывают каждое возможное последствие их решения. Они четко выражают свое видение, планы и стратегии. Они следят за тем, что бы каждый, кто помогает в выполнении задач, имел четкое представление о задачах. Они постоянно объясняют ценности, идеалы, стандарты – для чего люди делают это
3. Вдохновляющий лидер
Способность вдохновлять и мотивировать. Лидеры, имеющие видение чего-то большего, важного. У них есть видение и цели, которые волнуют и вдохновляют людей. Они устанавливают цели, имеющие ясный смысл и направление. Они вызывают вдохновение и энтузиазм. Они знают себя, свои сильные и слабые стороны. Поскольку они имеют высокую самооценку, эти лидеры имеют высокий уровень честности перед собой. Они готовы быть самим собой и быть естественными с другими.
4. Приверженный лидер
Данные лидеры стремятся и привержены успеху. Они никогда не используют слово «неудача». Вместо этого, они используют выражения типа «опыт обучения». Они стремятся к успеху и качеству во всем, что они делают. Они ориентированы на «будущее/возможности» вместо «прошлое/проблемы». Они верят в то, что доверие и надежность являются основой современного лидерства. Они открыто выражают идеи, в которые они верят. Они устанавливают высокие стандарты честности по всей организации
5. Мотивационные лидеры
Эти лидеры вкладывают значение и цель в работу. Они делают работу значимой и важной. Они фокусируют внимание на том, для чего люди делают, что они делают. Они мотивированы своим видением растущего потенциала в себе и в организации. Они мотивируют себя, постоянно устанавливая более высокие цели, стремясь превзойти свои предыдущие достижения. Они мотивируют себя, получая поддержку и приверженность других.
Текст №3. Стили лидерстваСтили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.
Автократический стильПатерналистский стильЛиберальный стиль
Демократический стильСтиль свободного управления
Авторитарный стиль (Транзакционный). Подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.Демократичный стиль(Трансформационный). Заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.
Либеральный стиль. Можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют, что им делать. Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы. Патерналистический стиль руководства (от лат. pater — отец), покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. В развитых зарубежных государствах патернализмом в трудовых отношениях называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей. Направлен на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов
Стиль свободного управления - снятие с себя ответственности. Метод свободного руководства - стиль руководства, основанный на представлении о том, что меньшая степень контроля приводит к лучшим результатам.
Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства. Лидеру следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации. Именно баланс всех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов.
Текст №4 Педагогическая умелость и мастерство.
Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем - совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании. Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
Текст №5 Педагогическое творчество.
Педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных и материальных ценностей", с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество. Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения.
Текст №6 Педагогическое новаторство.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. "Новаторство - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"'. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Вопросы для самоконтроляПрофессиональный рост педагога зависит от множества факторов. Но, в принципе, все их можно сгруппировать в два типа учителей. Первые из них – просто хорошие учителя, которые проводят обучение на обычном уровне, а вот вторые – проявляют тончайшее мастерство, постоянно его совершенствуя, и, соответственно, добиваются наивысших результатов. Чтобы добиться такого уровня, необходимы безупречные знания своего предмета. Кроме этого, обязательными требованиями являются владение психолого-педагогической теории, а также понимание учебно-воспитательных требований и умение ими воспользоваться.
Именно педагогическая умелость – основа, из которой строится профессиональный рост учителя. В свою очередь, такая умелость базируется на теоретической и практической подготовке, которые позволяют наиболее оптимально подготовится и провести урок. Кроме этого, хороший учитель должен обладать и некоторыми природными данными: хорошим голосом и слухом, внешним обаянием и хорошими манерами.