Программа театрального кружка на английском языке Звезды театра
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа театрального кружка предназначена для учащихся 5-10-х классов общеобразовательной школы и может быть использована как в школе гуманитарного профиля, так и в школе любой профориентации.
Важнейшей задачей, стоящей перед современной школой, является совершенствование методов преподавания английского языка и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Для реализации этой задачи особое значение имеет создание единой системы учебной и внеклассной работы по английскому языку. Школьный театр на английском языке позволяет воплотить это на практике. В методике преподавания иностранных языков технология драматизации является одним из актуальных, нестандартных, нетрадиционных способов организации образовательного процесса, сочетающего в себе формирование комплекса компетенций учащихся с развитием их творческих способностей.
Цель программы:
гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление; формирование языковых, речевых, социокультурных и лингво-страноведческих компетенций, подготовка учащихся к тому, чтобы в будущем они могли стать полноправными участниками межкультурного взаимодействия в рамках международного сообщества.
Помимо образовательных задач данная программа имеет воспитательное и развивающее значение.
Задачами данной программы являются:
- помочь учащимся в приобретении знаний и практики в области театрального искусства;
- способствовать формированию у школьников потребности общения с искусством на английском языке;
- развивать творческие способности школьников, способных и желающих участвовать в межкультурной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности средством комплексного воздействия искусства;
- способствовать развитию приобретенных речевых умений и навыков, пополнению лексического запаса, более прочному усвоению грамматики;
- воспитать восприимчивость и интерес к искусству, формировать целостное представление о роли этой формы духовной культуры в жизни общества;
- развивать эмоциональную отзывчивость, ассоциативно-образное мышление, воображение;
- воспитать уважительное (толерантное) отношение к культуре и традициям всех стран и народов;
- развивать через призму искусства активное, творческое отношение к жизни, самостоятельность и инициативу.
Отличительной особенностью данной программы является игровая форма проведения практических занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и менее болезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной. Вместе с тем игра носит обучающий и воспитательный характер, преследуя тем самым конкретные педагогические цели.
Программа театрального кружка-это творческая мастерская, т.е. технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Театральный кружок имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора-побудителя познавательной деятельности. Индуктор-предмет, побудитель познавательной деятельности - помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск - желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование-предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
В программу также включена работа с применением ИКТ для рисования эскизов костюмов, декораций, оформление афиш, газет, печать пригласительных билетов.
Программа театрального кружка рассчитана на 1 год занятий с учащимися средней и старшей возрастных групп, т.е. 5-10-х классов (68 часов).
Данная программа состоит из нескольких разделов:
1. Раздел «Кастинг. Знакомство».
2. Раздел «Культура и техника речи».
3. Раздел «Ритмопластика».
4. Раздел «Театральная игра».
5. Раздел «Творческий отчет».
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс проводится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
В целях обеспечения активности учащихся и продуктивности программы рекомендуется проводить занятия с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения, таких как:
- индивидуальная, парная, групповая работа;
- сюжетно-ролевые игры;
- театральные игры-этюды;
- проведение бесед, семинаров.
В результате освоения программы театрального кружка учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу года они должны:
- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
- улучшить навыки устной речи (диалогической, монологической), значительно пополнить лексический запас по темам.
Формы контроля:
- спектакль;
-отчетные концерты;
- семинары;
-творческие мини проекты;
-зачет.
Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.
Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует: общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств детей, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Большое значение на занятиях придается играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г.Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа.
Анализ пьесы – процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Содержание программы
1. Раздел « Кастинг. Знакомство» (2 часа).
Набор учащихся в театральный кружок в несколько этапов по параллелям 5-7 и 8-10 классов. Знакомство. Вводная беседа преподавателя с членами театрального кружка о театре и его особенностях. Ознакомление с планом работы кружка на год, распределение обязанностей (актеры, декораторы-оформители, звуко- и светорежиссеры, костюмеры), описание функциональных обязанностей каждой группы кружковцев.
2. Раздел «Культура и техника речи» (8 часов).
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (гимнастика языка и губ), отработку правильной артикуляции (произношения) с помощью фонетических упражнений-игр, направленных на отработку «трудных» звуков английского языка («Смешной клоун», «Маленький коричневый кролик», «Где мой свисток?», «Колокола», «Старый серый гусь», «Цвета», «Краски» и т.д.). Игры на отработку интонационной модели, фразового и логического ударения, паузирования, четкой дикции, работу над мимикой при диалоге. В раздел включены разнообразные игры со словами, развивающими связную образную речь, развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Творческий подход», «По первой букве», «На что похоже задуманное?»), умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы на материале английского языка, такие как: «Не говори четыре», «Человек на луне», «Снежный ком», «Фруктовая корзинка», «У меня есть кот», «Эхо», «Ищем вторую половину» и т.д.
3. Раздел «Ритмопластика» (9 часов).
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной нагрузки. Сюда входит психофизический тренинг, подготовка к этюдам, развитие координации, совершенствование осанки и походки, театральные игры-этюды: беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием, если бы табуретка была раскаленной печкой, если бы стул был колючим кустарником и т.д.); сценические этюды, например, «Скульптура» или сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие»; сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж», пантомимические этюды: «Один делает, другой мешает», «Ожидание», «Диалог», «Тень», имитация поведения животного.
4. Раздел «Театральная игра» (47 часов).
Предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Ребенок знакомится теоретически и практически со сценическим действием (сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах) и его элементами (целенаправленность, логика, последовательность и подлинность), с особенностями сценического воображения в упражнениях, играх, этюдах. Алгоритм работы над спектаклем включает в себя предварительный разбор пьесы, первое чтение, обмен впечатлениями, распределение ролей, с учетом пожеланий юных артистов, и соответствие каждого из них избранной роли, чтение пьесы по событиям с целью разбора текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа, этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа своя линия действий), воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке, разбор достоинств и недостатков, повторное обращение к тексту пьесы. Обсуждение и создание декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения, афиши, пригласительных билетов, навыки работы с гримом. Отработка ролей в эпизодах, прогонные репетиции и генеральная репетиция в костюмах. Выступление со спектаклем. Повторные показы спектаклей. Анализ дела организаторами и участниками. Выпуск газеты о спектакле.
5. Раздел «Творческий отчет» (2 часа).
Предполагает итоговое занятие кружка и постановку отчетного концерта для учащихся школы.
Учебно-тематический план на год
№ занятий
Тема занятий
Количество часов
Кастинг. Набор учащихся в кружок.
1
Знакомство. Распределение обязанностей.
1
Культура и техника речи.
1
Игры по развитию внимания. Гимнастика языка и губ. Фонетические упражнения.
1
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
1
Игры по развитию языковой догадки.
1
Упражнения на отработку звуков. Игры по развитию дикции.
1
Игры со словами, развивающие связную образную речь.
1
Игры со словами, рифмами.
1
Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы.
1
Ритмопластика.
(9 ч.)
Психофизический тренинг. Подготовка к этюдам.
Отработка сценического этюда «Обращение».
Беспредметные этюды.
Сценические этюды в паре.
Сценические этюды по группам.
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
Пантомимические этюды.
Совершенствование осанки и походки.
Театральная игра. Знакомство со структурой театра.
(47 ч.)
Техника грима. Знакомство со сценарием.
Распределение ролей. Первое чтение сценария.
Обсуждение особенностей поведения персонажей.
Репетиция эпизодов.
Репетиция. Подготовка афиши, декораций, костюмов.
Отработка ролей в эпизодах.
Репетиция. Подбор музыкального сопровождения.
Репетиция эпизодов.
Репетиция эпизодов.
Прогонная репетиция.
Прогонная репетиция.
Прогонная репетиция.
Генеральная репетиция в костюмах.
Выступление со спектаклем.
Анализ выступления организаторами и участниками.
Выпуск газеты о выступлении.
Словесное воздействие на подтекст. Подтекст через пластику.
Развитие наблюдательности. Этюды на контрасты.
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
Этюды на воображение.
Значение подробностей в искусстве
Освоение сценических заданий.
Основа актерского творчества - действие. Этюды.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации.
Знакомство со сценарием спектакля. Распределение ролей.
Чтение сценария по ролям. Работа над образом.
Репетиция по эпизодам. Подготовка афиши, костюмов, декораций.
Репетиция эпизодов. Музыкальное сопровождение.
Репетиция эпизодов.
Отработка ролей по эпизодам. Грим.
Репетиция. Мимика.
Освоение сценического пространства. Репетиция.
Прогонная репетиция. Изготовление пригласительных билетов.
Прогонная репетиция.
Прогонная репетиция.
Прогонная репетиция.
Генеральная репетиция с костюмами и декорациями.
Выступление.
Анализ дела (положительные стороны, отрицательные).
Выпуск газеты о выступлении.
Этюды на движение, характерное для заданного образа.
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».
Семинар. Подготовка творческих мини проектов.
Защита проектов кружковцами.
Защита проектов. Проведение зачета.
Творческий отчет. Итоговое занятие. Подготовка отчетного концерта.
(2 ч.)
Отчетный концерт участников театрального кружка.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 115