Реферат на тему: Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»
Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение
Выполнила:
студентка 1 курса 103Б группы
Князькина Ксения Алексеевна
Проверила:
преподаватель ОГБПОУ УПК
Кафидова Ирина Александровна
Ульяновск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………..................................
Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...
1.1 Особенности использования метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………………….
Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...
Технология метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………….......
Заключение ……………………………………………………………...........
Список литературы………………………………………………………....... 3
5
6
6
10
12
13


ВВЕДЕНИЕ
Тема реферата является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности». С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»
В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;
- выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;
- проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;
Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. 
1.1.Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Распространенным методом данной группы является анализ документов.
По форме фиксации информации документы обычно делятся на: а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста); б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая); в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.); г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки). В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.  По содержанию информации документальные источники делятся на: а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п;б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).
2. КОНТЕКСТ – АНАЛИЗ КАК ВАРИАНТ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. 
Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.
Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
1) слово (термин, символ);
2) суждение или законченная мысль;
3) тема;
4) персонаж;
5) автор;
6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод. 
Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?
Выделим главные из них:
- изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
- изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами); - изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
- изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;
- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.); 
- анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д.  При контекст - анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом. Следует особо подчеркнуть, что нетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.  Необходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.
Существует несколько способов обработки данных контент-анализа.
Один из них – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.
Второй тип анализа – построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются
частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместнойвстречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р (В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о не случайности или случайности их появления в текстах
. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.
3. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:
1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.
2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.
3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы
каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.
5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.
6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.
7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.
Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:
• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;
• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;
• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;
• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.
Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи, поставленные в реферате, выполнены. Исследовано понятие и особенности анализа продуктов деятельности, рассмотрены подобные методы, изучена организация этих методов.
Итак, можно сделать выводы, что все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/ Давыдов В.В — М., 1996. — С. 284.