контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. В.02 Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
ПМ. В.02 Методология и методика психолого – педагогического исследования развития личности ребенка дошкольного возраста
для специальности 050144 «Дошкольное образование»
2015 год
Комплект контрольно оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее – НПО) по специальности 050144 «Дошкольное образование» программы модуля.
Организация-разработчик:
ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчики:
Лютикова Л.В., Трунова Н.Ф. - преподаватели ОБПОУ
«Железногорский ПК»
Рекомендована на совместном заседании методических комиссий организаций-разработчиков
Заседание МК от «____»__________ 20___ г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению профессиональной деятельности Дошкольное образование Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ НА ЭКЗАМЕНЕ (квалификационном)
1.1. Профессиональные компетенции, подлежащие проверке при выполнении задания.
Код
Профессиональные
компетенции
Показатели оценки результата
ПК.В.01.1
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
Постановка целей и задач, планирование занятий с детьми дошкольного возраста.
ПК.В.01.2.
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
Проведение занятия с детьми дошкольного возраста
ПК.В.01.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
Осуществление педагогического контроля, оценка процесса и результата обучения дошкольников
ПК.В.01.4.
Анализировать занятия.
Анализ занятия.
ПК.В.01.5.
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
Разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
ОК.2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества
ОК.3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Оценивание рисков и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК.4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК.5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности
ОК.7.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса
Постановка цели, мотивирование деятельности воспитанников, организация и контролировать их работы с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса
ОК.9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
Осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК.11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих
Построение профессиональной деятельности с соблюдением правовых норм, её регулирующих
1.2. «Иметь практический опыт – уметь – знать»
уметь:
У1. Формулировать методическую задачу;
У2. Использовать разнообразные методы, приёмы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
У3. Выстраивать учебные действия обучаемых для овладения учебным материалом и для решения методической задачи;
У4. Контролировать знания, умения и навыки обучаемых, применяя нормативные, индивидуальные эталоны оценивания и содержательную оценку результатов их учебной деятельности;
У5. Вносить необходимые коррективы в собственную обучающую и в учебную деятельность воспитанников.
У6. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе
знать:
З1. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
З2. Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
З3. Приемы работы с одаренными детьми.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Элемент модуля
Форма контроля и оценивания
7/8 семестр/триместр
Промежуточная
аттестация
Текущий контроль
МДК В.02. 01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста
Дифференцированный зачет
Наблюдение и оценка выполнения практических работ
Тестирование
Контроль выполнения самостоятельной работы
МДК.В. 02. 02 Психолого –педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Дифференцированный зачет
Наблюдение и оценка выполнения практических работ
Тестирование
Контроль выполнения самостоятельной работы
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Задания для оценки освоения
МДК В.02. 01 Теоретические и методические основы диагностики и коррекции развития ребенка дошкольного возраста
Тесты для определения ведущей руки
Тест №1. Рисование Оборудование: лист бумаги, карандаш или фломастер.
Методика выполнения: реб нку предлагается нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое дру- гой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею или не могу». Необходимо ус- покоить его и подбодрить: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся и у тебя по- лучится».
Оценивается: какой рукой работает, какой рукой лучше качество выполнения рисунка, как держит карандаш (не)правильно, (не)удобно, в кулаке, высоко или
низко), сильно ли напряж н при выполнении задания.
Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.
Тест №2. Найди спичку в коробочке Оборудование: несколько коробков (8–10), в одном из них спичка.
Методика выполнения: реб нку предлагается найти спичку: «Найди спичку в одной из коробочек».
Оценивается: какой рукой реб нок совершает активные действия.
Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Тест №3. Постройка колодца из палочек
Оборудование: спичечные палочки или плоские сч тные палочки (20–30 штук).
Методика выполнения: реб нку предлагается построить из палочек колодец.
Оценивается: какой рукой реб нок совершает активные действия. Ведущая та рука, которая используется более активно.
Тест №4. Игра в мяч
Оборудование: мяч теннисный, так как его легко ловить и бросать одной рукой.
Методика выполнения: мяч клад тся на стол прямо перед реб нком, и психо- лог просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
Оценивается: какой рукой реб нок совершает активные действия Ведущая та рука, которая используется более активно.
Тест №5. Вырезывание картинки
Оборудование: ножницы, соответствующие по размеру и форме руки реб нка, открытка с рисунком 10–15 штук (цветок, зайчик, узор и т.п.).
Методика выполнения: реб нку предлагается вырезать картинки.
Оценивается: какой рукой реб нок совершает активные действия.
Ведущая – более активная рука, прич м это необязательно та рука, в которой реб нок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку
реб нок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезывание может быть трудным и непоказательным, если ножницы не соответствуют размеру и по форме руке реб нка. Все карточки (10–15 штук) реб нок должен взять в одну ру- ку, а другой (как правило, это ведущая рука) раскладывать.
Тест №6. «Собери бусы». Нанизывание (бусин, бисера, пуговиц) Оборудование: бисер или бусинки или пуговицы, иголка с ниткой или шнурок. Методика выполнения: реб нку предлагается сделать бусы из бисера или пу-
говиц.
Оценивается: активность руки.
Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независи- мо от того, в какой руке реб нок держит иголку или шнурок.
Тест №7. «Открой пузыр к». Выполнение вращательных движений Оборудование: 2–3 пузырька с завинчивающимися крышками.
Методика выполнения: реб нку предлагается открыть пузырьки. Оценивается: активность руки при выполнении вращательных движений. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, реб нок может держать пу-
зыр к за крышку, а крутить сам пузыр к.
Тест №8 «Развяжи узелок»
Оборудование: шнурок средней толщины с неплотно завязанными узелками.
Методика выполнения: реб нку предлагается развязать узелки.
Оценивается: активность руки.
Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В данном тесте бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узел- ков да тся реб нку с трудом и он использует обе руки. Поэтому можно использо- вать вариант этого теста, а именно составление цепочки из скрепок. Как правило, реб нок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить к цепочке (данное действие выполняет ведущая рука).
Тест №9. «Построй из кубиков дом, заборчик, сложи рисунок по образцу
и т.п.
Оборудование: кубики не менее10 штук или мозаика или конструктор.
Методика выполнения: реб нку предлагается поиграть с кубиками и постро- ить домик или заборчик.
Оценивается: активность руки.
Ведущая рука чаще бер т, укладывает и поправляет кубики, детали. В работе с кубиками часто наблюдается активность обеих рук, поэтому можно продублиро- вать тест, предложив реб нку мозаику с конкретным заданием по образцу.
Тест №10. Данные о семейном левшестве
Выясняется, есть ли в семье реб нка леворукие родственники – родители, бра- тья, с стры, бабушки, дедушки в процессе беседы с родителями.
Для подведения итогов необходимо вести протокол результатов.
Форма протокола
Фамилия, имя реб нка Возраст
Дата тестирования
№ теста
Левая рука
Правая рука
Обе руки
1
+
–
–
2
–
+
–
3
–
–
+
10
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой – в графу «Правая рука». Если реб нок одинако- во активно использует обе руки, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Десятая строка таблицы должна содержать данные семейного левшества, ко- торые берутся из беседы с родителями реб нка. Если есть случаи левшества в се- мье, то в десятой строке ставится знак плюс в графе «Левая рука».
Если вы получите больше семи плюсов в графе «Левая рука», то реб нок, ско- рее всего левша.
МДК.В. 02. 02 Психолого –педагогические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации федеральных государственных требований
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения в лекотеке.
Назвать известных авторов (педагогов и психологов), раскрывающих содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями.
Цель, задачи, организационные основы деятельности службы ранней помощи.
Назвать этапы специальной методики для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Деятельность психолого-педагогического консилиума.
3. Разработать рекомендации для родителей по преодолению неготовности детей к поступлению в детский сад.
Дать определение формам взаимодействия детского сада с родителями, описать подробно три из них.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях службы ранней помощи.
Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци о «пальме первенства» в воспитании личности.
Особенности деятельности центров игровой поддержки.
Какие родители чаще встречаются в вашей работе: родители – активисты, родители – исполнители, родители – наблюдатели? Кому вы отдаёте предпочтение?
Особенности функционирования групп кратковременного пребывания детей.
Использование в работе с родителями познавательного направления.
Особенности деятельности консультационных пунктов.
Что рассматривает здоровьесберегающее образовательное пространство?
Средства развития психолого-педагогической компетентности родителей.
Назвать важнейшие составляющие среды для развития ребенка.
Вариативные формы дошкольного образования.
Роль книги в организации воспитательно-образовательного пространства дошкольника.
Особенности организации центров дошкольного образования в сельских и городских районах.
Виды деятельности ДОУ в повышении правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
Дошкольная образовательная организация как открытая развивающая система.
Назвать позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Минобрнауки России в приказе № 655.
Создание и обновление предметно-развивающей среды.
Назвать ряд преобразований, связанных с переходом на новую стадию инновационной деятельности.
Гуманно-личностные технологии.
Назвать формы практического взаимодействия ДОУ с родителями.
Технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
В чём суть Федерального государственного требования (ФГТ) (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года)?
Организация физкультурно-оздоровительных тренингов в дошкольном образовании.
Назвать образовательные области ДОУ, участие в них родителей.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
Информационно-стендовые технологии (ИСТ) в работе с родителями.
Социально-психологические условия для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Работа ДОУ по преддошкольной и предшкольной подготовке детей.
Содержательные и дидактические компоненты системы воздействия на ребёнка
Особенности развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Психолого-педагогические технологии.
Теоретические подходы к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Организация деятельности семейного детского сада.
4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (квалификационного)
4.1. Общие положения
Экзамен (квалификационный) предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. В.01 Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании
для специальности 050144 «Дошкольное образование»
ЗАДАНИЯ 1. (У1– У6)
Выполнить весь технологический процесс, согласно инструкционным картам
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
1. Организуйте профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.
2. Определите и сформулируйте цели и задачи занятия с детьми дошкольного возраста.
3. Составьте план проведения занятия с учетом образовательных потребностей группы и отдельных воспитанников.
4. Определите методы решения профессиональных задач с использованием ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности.
5. Оцените риски и примите решение в нестандартной ситуации.
6. Поставьте цели, мотивируя деятельность воспитанников, организовывайте и контролируйте их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
7. Проведите анализ занятия.
8. Проведите психолого - педагогический анализ занятия
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 215