Факторы образовательного процесса, негативно влияющие на здоровье учащихся.
1.Стрессовая педагогическая тактика.
2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника.
3.Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к ведению учебного процесса.
4.Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
5.Нарушение служб школьного медицинского контроля.
6.Нарушение режима дня.
7.Малоподвижный образ жизни школьника.
8.Увлечение школьников компьютером и компьютерными играми.
9. Отсутствие интереса к спорту и ЗОЖ.
Факторы образовательного процесса, негативно влияющие на здоровье учащихся
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики;
несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
а также:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- межличностные отношения между сверстниками;
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся. В первую тройку входят такие факторы, как:
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения стало создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося.
Обязательное условие для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды.