Статья «Негативные факторы образа жизни старшеклассников»
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
ГОРОДА ТЮМЕНИ
( МАОУ СОШ № 50 города Тюмени)
«Негативные факторы образа жизни старшеклассников »
Швецова Г.Г., заместитель директора
по воспитательной работе
Тюмень, 2013
Цель : Выявление негативных факторов жизни старшеклассников. Пути преодоления нерационального образа жизни школьников.
.
Факторы здорового образа жизни.
Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...Итак, тест «Моё здоровье».
У меня часто плохой аппетит.
После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
Последнее время несколько прибавил в весе.
У меня часто кружится голова.
В настоящее время я курю.
В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Ключ к тесту.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Мы должны помнить о своем здоровье, которое равноценно здоровью обучающихся.
И сегодня мы поговорим о негативных факторах влияющих на здоровье старшеклассников.
В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрены 30 млн. 400 тысяч детей (94,6%). По данным диспансеризации, лишь 27,1% детей признаны здоровыми (( группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний ((( группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания ((((-( - группы здоровья).
Образ жизни – это способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств.
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимися на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Сейчас все понятнее становится тот тезис, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время отсутствует достаточно четкое и всеобъемлющее определение понятия «здоровый образ жизни». Существует ряд основополагающих положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек.
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно- мотивационная установка человека на воплощение социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Человек должен определяться следующими характеристиками:
Физическое состояние
Физическое развитие;
Физическая подготовленность как компонент физического совершенства человека;
Психомоторика как процесс, объединяющий психику с мышечным движением;
Психическое состояние;
Психологические свойства личности человека, характеризующие его как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;
Социальное образование;
Духовность;
Исходя из указанных характеристик, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:
Оптимальный двигательный режим;
Тренировка иммунитета и закаливание;
Рациональное питание;
Психофизиологическая регуляция;
Психосексуальная и половая культура;
Рациональный режим жизни;
Отсутствие вредных привычек;
Валеологическое образование;
Таким образом, здоровый образ жизни – это, прежде всего отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, переедания, приводящее к повышенному весу тела, малоподвижный образ жизни, неумение справляться со стрессом, негативными эмоциями.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, умеет не только вовремя собраться с силами для того, чтобы сделать нужную работу, но и умеет по-настоящему отдыхать – не только физически, но и психологически.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, не только хорошо приспособлен к той физической среде, в которой он живет, но и еще умеет противостоять давлению социальной группы. Его никто не заставит выпить спиртное, закурить или попробовать наркотики, если он настроен на сохранение своего здоровья на долгие годы.
Однако мало не иметь вредные привычки, нужно еще поддержать свое здоровье. Для этого нужно знать, как правильно питаться, поддерживать себя в хорошей физической форме, заниматься спортом, делать зарядку. Нужно не бояться холода и жары, то есть быть закаленным. Уметь преодолевать жизненные трудности, не впадать в уныние или раздражение
Приложение 1
Гистограммы.
Суточная периодичность принятия пищи.
1)Сколько раз в день принимаете пищу?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Вывод: 83% учащихся 3 раза день и чаще принимают пищу, что является нормой., 17% старшеклассников питаются только 2 раза в день, что не соответствует режиму питания школьников.
Место приема пищи.
2)Где Вы питаетесь?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: из данной гистограммы видно, что большинство школьников (85%) питаются дома и в школьной столовой, а оставшиеся (15%) только дома, что плохо влияет на здоровье.
Суточная периодичность принятия горячей пищи.
3)Сколько раз в день Вы принимаете горячую пищу (исключая чай, кофе и другие горячие напитки)?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 73% учащихся 2 раза в день и чаще принимают горячую пищу, что является нормой., 28% старшеклассников питаются горячей пищей только 1 раза в день, что не соответствует режиму питания школьников.
Цикличность приема пищи
4)Бывают ли у Вас перерывы в приеме пищи 5-6 часов и более?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: (63%) школьников бывают длительные перерывы в приеме пищи, что негативно сказывается на здоровье и работоспособности учащихся, что у (40%) школьников перерывов в приеме пищи 5-6 часов не бывает.
Рациональный режим жизни.
5)Ужинаете ли Вы за 2 часа и менее до начала сна?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: (54%) учеников ужинают меньше чем за 2 часа до сна, что является большой нагрузкой для организма.
Рациональное питание.
6)Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи, фрукты?13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: (45%) учеников ежедневно употребляют в пищу свежие овощи и фрукты что абсолютно полезно для здоровья.
18 % употребляют в пищу свежие овощи и фрукты 1 раз в неделю, что недостаточно для растущего организма.
7)Как часто Вы употребляете в пищу молочные продукты (молоко, творог, кефир, ряженка, сметана и т.д.)?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Данная гистограмма показывает положительные результаты по употреблению старшеклассниками молочных продуктов.
Употребление в пищу мясных продуктов.
8)Как часто Вы употребляете в пищу мясные продукты ё(говядина, курятина, свинина, колбаса, сосиски и т.д.)?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Данная гистограмма показывает положительные результаты по употреблению старшеклассниками мясных продуктов.
Психофизиологическая регуляция.
Работоспособность.
9) В какое время суток Вы отмечаете лучшую(наибольшую) работоспособность?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Как свидетельствует данная гистограмма у большинства (45%) школьников дневной режим работоспособности, каждый третий отметил, что не существует определенного время суток, когда он испытывает максимальную работоспособность.
Сон.
10)В какое время Вы обычно ложитесь спать?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Каждый десятый школьник ложится спать в 22:00, две третьих учащихся в 23:00часа. Вызывает тревогу тот факт, что (23%) школьников ложатся спать в 24:00часа, а (9%) в 1:00 и позднее.
11)Продолжительность ночного сна.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 18% учащихся спят явно недостаточно;
49% старшеклассников спят по 7 часов.
Вредные привычки.
Употребление алкогольных напитков.
12)Пробовали Вы когда-нибудь алкогольные напитки
(в том числе пиво)?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 41 % старшеклассников попадают в группу «риска», так как уже пробовали алкоголь.
Социальное здоровье.
Конфликтные ситуации в семье.
13)Часто ли в вашей семье бывают конфликтные ситуации, ссоры?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 11% старшеклассников имеют неблагоприятный психологический климат в семье.
Тренировка иммунитета и закаливание.
14)Делаете ли Вы физическую зарядку дома и процедуры закаливания?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 38 % школьников ведут активный образ жизни
35 % старшеклассников необходимо работать над собой.
12 % учащихся не понимают, что двигательная активность приносит пользу.
Оптимальный двигательный режим.
15) Как Вы проводите свое свободное время?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 15% старшеклассников физически пассивно проводят свободное время, что негативно сказывается на здоровье
16)Сколько времени в сутки в среднем занимает просмотр телевизора и работа с компьютером?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 20 % учащихся проводят 3 часа в сутки за телевизором, что превышает допустимые нормы.
17)Занимаетесь ли Вы регулярно в спортивной секции в течении последнего года? Укажите продолжительность одного занятия
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод:48 % старшеклассников активно занимаются спортом.
Физическая активность.
18)Изменилась ли Ваша физическая активность в течение последних 12 месяцев?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: 57% старшеклассников стали физически более активны, здоровье 8% вызывает опасения, так как двигательная активность снизилась.
Валеологические знания.
19) Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: В группу «риска» попадают 1 %старшеклассников, которые считают себя не совсем здоровыми, 5% - больными.
20)Как, по-вашему, достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод:6% старшеклассников считают, что о состоянии своего здоровья необходимо заботиться больше.
21)Какие темы здоровье для Вас наиболее интересны?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Знания о физической активности - 49 % и сексуальное вопросы – 1 % интересуют учащихся больше всего.
Вывод из описания результатов следует, что часть старшеклассников имеют реальные риски для здоровья:
Недостаточно оптимальный режим жизни:
двигательный режим, режим дня, режим питания.
Нерациональная организация питания, сна и отдыха учащихся.
Низкая физическая активность, недостаток закаливающих процедур.
Конфликтные ситуации в семье.
Наличие вредных привычек
Заключение.
Специалистами установлено, что здоровье человека ((( века преимущественно (на 50 - 70() зависит от его образа жизни, поэтому главные усилия в школе необходимо сосредоточить именно на формировании здорового образа жизни как единственно правильного стиля поведения, обеспечивающего жизнеспособность, возможность комфортного биологического и социального существования. Самая сложная задача – сформировать устойчивую установку, мотивацию на здоровый образ жизни, добиться, чтобы школьник хотел и стремился быть здоровым, принял идею умом и сердцем
Поэтому важно, какие знания о здоровье и способах его развития, какие примеры отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих получает учащийся.
Необходимо прививать здоровый образ жизни через пропаганду знаний о здоровье, организацию физкультурно – оздоровительной работы, которая должна быть направлена на сохранение физиологической активности школьника, через постоянные динамические наблюдения за состоянием здоровья учащихся.
Мероприятия, направленные на устранение негативных факторов риска для здоровья старшеклассников в МАОУ СОШ №50.
За состоянием здоровья учащихся ведутся постоянные динамические наблюдения – 2 раза в год отслеживаются показатели физической подготовленности учащихся и измерения показателей физического развития, ежемесячно определяется по классам индекс здоровья, согласно графику медицинских наблюдений проводятся профилактические осмотры, проведено исследование эмоционального состояния учащихся. Здоровый образ жизни – основополагающее направление воспитательного процесса в МОУ СОШ №50.
Литература:
Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998 г.
Брехман И.И. Валеология. М., ФиС, 1990 г.
Коростелев Н.Б. От А до Я, М., Медицина 1987 г.
Малярчук Н.Н. Методы определения уровня здоровья школьников, Тюмень 2007 г.
13PAGE 15
13PAGE 141415
Диаграмма 2Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
·Заголовок 1Заголовок 2
·K
·Заголовок 2Заголовок 3
·K
·Заголовок 3Заголовок 4
·=
·Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияРяд 1
·
·
·
·
·Ряд 3Q
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3 раза в день и чаще
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·реже 2-х раз в денья
·Ряд 1
·13
·Ряд 3
·13
·3 раза в день и чаще
·12 раза в день
·#2 раза в день
·/реже 2-х раз в день
·/Ряд 1Ряд 3
·D
·только домадома и в школе0Ряд 1Ряд 2Ряд 3_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент4
·14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·13"
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент2
·13$
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент4
·13&
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент6
·