Творческая письменная работа , прошедшая отборочный тур регионального этап олимпиады Умники и умницы.
Творческая письменная работа (эссе),
представляемая на отборочный тур регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники» в Санкт-Петербурге
Три великих петербуржца
Воденкова Ксения
10 А класс
Школа № 292 Санкт-Петербург
2014 г.
В 19 веке была сформирована «Теория великих людей». Данная теория утверждала, что развитие истории определяется разумом и волей «великих людей» - властителей, полководцев. Сторонникам данной теории был, например, Фридрих Ницше.
Но существовал и иной взгляд на эту проблему. Так в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой приводит доказательства того, что процесс социальных изменений происходит не по воле одного человека. Но если согласиться с такой точкой зрения, то какого человека можно назвать великим?
В моем же понимании, великий человек – это человек великий своим внутренним я, своей душой. А поскольку творчество я считаю отражением внутреннего мира человека, я стала рассматривать именно людей искусства.
Теперь, обладая таким определением, я бы хотела рассказать о трех великих петербуржцах.
Петербург – город-вундеркинд, город прекрасный линиями жизней, мыслей, душ. Город, выстоявший в блокаду, выживший в это страшное время.
Одним из великих людей, творивших в это время, был композитор Д.Д. Шостакович. Несомненно, его Седьмая симфония стала символом стойкости блокадного города, живущего и ведущего борьбу молча, сжав зубы. Жизнь Д. Шостаковича была такой же, его произведения выступали против насилия над личностью, они полемизировали с политикой власти. Но композитор обладал принципиальной мягкостью характера, принципиальным терпением. Он верил в бессмертие творчества, и потому выражал свои мысли и чувства в музыке, оставаясь ей верным до конца своих дней. Именно о таких, как Шостакович, древние римляне говорили: «Молчанием кричат!»
Другим примером великого человека я считаю Анну Андреевну Ахматову. Она встретила начало войны в Ленинграде и даже во время эвакуации в Ташкенте оставалась верной Ленинграду, писала для этого города. Особое место в военном творчестве А.А. Ахматовой занимает сострадание к невинным. Большое впечатление на меня произвело её стихотворение «Птицы смерти в зените стоят». Читая его, я слышу вопли «Хлеба!» и вижу смерть, глядящую из окон. Это «скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки».
Особую роль в борьбе за жизнь блокадного города играли художники.
Иван Яковлевич Билибин, известный своими иллюстрациями и эскизами театральных костюмов до конца своих дней творил в Ленинграде. Он умер от голода в 1942 году. Билибин вместе с другими художниками продолжали творить, помогая городу. Каждое утро на израненных стенах появлялись плакаты, призывавшие к борьбе с врагом. Скульпторы и архитекторы разрабатывали особый способ укрытия памятников. Художники спасали шедевры Эрмитажа и Русского музея, отправляя произведения в эвакуацию.
Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Художнику Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Члены союза художников встретили Новый, 1942 год вокруг стола, накрытого белоснежной скатертью, на которой среди конских котлет и сэкономленных кусочков блокадного хлеба стояли тарелки с искусно нарисованными на них яствами - рыбой, колбасой, икрой.
В моем понимании – это одно из проявлений человеческого величия и стойкости.
В заключение, я бы хотела сказать, что кроме известных жителей блокадного города, было еще много неизвестных, но великих душой людей. Людей, выстоявших, отдавших все свои силы городу, людей , победивших смерть.
Использованные материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анна Ахматова«Лирика»
Л.Н. Толстой«Война и мир»
http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post310347232/
Юрьев А.И., профессор, доктор психологических наук «Формула менталитета петербуржцев»
Творческая письменная работа (эссе),
представляемая на отборочный тур регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники» в Санкт-Петербурге
Три великих петербуржца
Воденкова Ксения
10 А класс
Школа № 292 Санкт-Петербург
2014 г.
В одной из сформированных в 19 веке философских теорий звучала мысль о том, что развитие истории определяется разумом и волей «великих людей»: властителей, полководцев, философов. Сторонником данной теории, получившей название «Теория великих людей», был, например, Фридрих Ницше.
Но существовал и иной взгляд на эту проблему. Так в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой приводит доказательства того, что процесс социальных изменений происходит не по воле одного человека.
Именно размышления писателя заставляют задуматься над вопросом, какого же человека можно назвать великим?
В моем же понимании, великий человек – это, прежде всего, человек, великий своим внутренним «я», своей душой. А поскольку отражением внутреннего мира человека считаю творчество, живу в городе, где все им дышит, не могу не рассказать о трех великих петербуржцах-представителях творческой интеллигенции.
Петербург – «город-вундеркинд», давший миру великих писателей, композиторов, художников, мыслителей; это город, прошедший через многие испытания, одним из которых была 900-дневная блокада.
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Часто именно в тяжелых испытаниях проявляется истинное величие людей, и, мне кажется, годы ленинградской блокады это доказали в полной мере.
Одним из великих людей, творивших в то страшное время, был композитор Д.Д. Шостакович. Несомненно, его Седьмая Ленинградская симфония стала символом стойкости блокадного города, жившего и боровшегося молча, сжав зубы.
Жизнь Д. Шостаковича была такой же. В своих произведениях он языком музыки выступал против насилия над личностью, полемизировал с политикой власти. Но, обладая «принципиальной мягкостью характера, принципиальным терпением», композитор верил в бессмертие творчества и потому выражал свои мысли и чувства только в музыке, оставаясь ей верным до конца своих дней. Именно о таких , как Шостакович, древние римляне говорили: «Молчанием кричат!»
А великая Анна Андреевна Ахматова? Она встретила начало войны в Ленинграде и даже во время эвакуации в Ташкент оставалась верной любимому городу, писала для него. Особое место в военном творчестве А.А. Ахматовой занимает тема величия души человека.
Большое впечатление на меня произвело её стихотворение «Птицы смерти в зените стоят», посвященное судьбе блокадного Ленинграда. Читая эти строки, я слышу, « как из недр его вопли: «Хлеба!»- До седьмого доходят неба», и вижу смерть, глядящую из окон. Это «скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки».
Особую роль в борьбе за жизнь блокадного города играли художники.
Каждое утро на израненных стенах появлялись плакаты, призывавшие к борьбе с врагом. Скульпторы и архитекторы разрабатывали особый способ укрытия памятников.
Одним из таких людей был Иван Яковлевич Билибин, известный своими иллюстрациями к сказкам и эскизами театральных костюмов.
В начале сентября 1941 года, когда вражеское кольцо еще не полностью сомкнулось вокруг Ленинграда, нарком просвещения предлагал Билибину эвакуироваться в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ответил шестидесятишестилетний художник, ее защищают». И он остался защищать Ленинград своей кистью, своим присутствием духа, своим патриотизмом»,- так в своем очерке писал о художнике-сказочнике О.С. Семенов. И.Я. Билибин умер от голода в блокадном городе в 1942 году.
Художника не стало, но его дело продолжили товарищи по цеху. Художники спасали шедевры Эрмитажа и Русского музея, отправляя произведения в эвакуацию. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Художнику Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера.
Члены союза художников встретили Новый, 1942 год вокруг стола, накрытого белоснежной скатертью, на которой среди конских котлет и сэкономленных кусочков блокадного хлеба стояли тарелки с искусно нарисованными на них яствами - рыбой, колбасой, икрой. Уверена, что они впоминали строки из оды «На 1942 год», которую И.Я. Билибин написал за несколько дней до смерти:
Мы голодны! И наши крохи Малы сейчас, как неки блохи! Но час пройдет, и будет пир! Мы будем есть неугомонно! Без перерыва непреклонно! И пить, и петь, и славить мир!
В моем понимании – это одно из проявлений человеческого величия и стойкости.
Те, о ком я написала, - люди известные. А сколько было еще неизвестных, но великих душой людей. Людей, выстоявших, отдавших все свои силы городу, людей , победивших смерть! Именно благодаря всем этим людям мы сейчас живем в нашем замечательном городе. И помним их
Использованные материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анна Ахматова«Лирика»
Л.Н. Толстой«Война и мир»
http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post310347232/
Юрьев А.И., профессор, доктор психологических наук «Формула менталитета петербуржцев»
15