«Игра – школа нравственного поведения»
«Игра – школа нравственного поведения»
Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить.
Дети играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно – ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности.
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять своё личное коллективу. Если надо, то и управлять собой – умерять свое нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиняться требованию командира, импульсивный проявлять выдержку, неумеющий действовать согласованно с другими ребятами – считаться с правилами игры. Подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка. В игре, как ни в какой другой деятельности шлифуются черты личности и формы поведения.
Воспитывающее значение игры в полной мере проявляется, когда руководят ею взрослые. Чтобы руководить детской игрой требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, умеют ли поддерживать общий замысел, как разрешают спорные случаи и т. д.
Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Игры своим содержанием должны развивать нравственные отношения играющих, обязывать их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства.
Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание или надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.
Чем старше ребенок, и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее побуждать его к объединению в совместных играх с другими детьми. Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости надо помогать им налаживать хорошие взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, если кто-то не успел выполнить некоторые действия игры. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать. Ребенок убеждается, что, подчиняясь правилу, он действует по справедливому закону – каждому поровну.
Ребенок растет, расширяется его кругозор, в его игровых замыслах все более отражаются важные общественные явления. Недаром игру считают школой нравственной практики, в которой ребенок моделирует мир человеческих отношений, события и факты, характерные для современного образа жизни. Игры являются одним из средств формирования нравственных черт, присущих современному человеку.
В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию. Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом людей в настоящее время.
Конец игры должен содержать нравственное зерно, чтобы зарождалось уважительное, бережное отношение к общественному достоянию.
В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка соблюдать правила. Любая игра, сюжетно – ролевая, подвижная или дидактическая, требует от ее участников умения действовать по правилам. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.