Урок-ролевой проект Стебель — важная часть побега

Ролевой проект «Стебель - важная часть побега»
6 класс

Средства обучения: иллюстрации, рисунки, схемы, 2 компьютера для подведения итогов работы, интерактивная доска.

Цель урока: на основе актуализации знаний о побеге сформировать у учащихся понятия о взаимосвязи и особенностей строения стебля с его функциями, о роли стебля в жизни растения.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательная задача – познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля, с видоизменёнными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, продолжить формирование экологических знаний о приспособленности растений к условиям произрастания.
Воспитательная задача - в ходе ролевого проекта включить учащихся в систему общественных отношений (автор – оформитель, эксперт, представитель издательства).
Развивающая задача – формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Методические рекомендации:

Тип урока – раскрывающий содержание; урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок – ролевой проект.

Основные термины и понятия: стебель, побег, виды стеблей, внутреннее строение стебля, видоизменённые побеги.

Основное содержание урока
Взаимосвязь особенностей строения с процессами жизнедеятельности земноводных.
Влияние условий окружающей среды на жизненный цикл.
Особенности происхождения земноводных.

Форма организации познавательной деятельности
Работа с таблицами, иллюстрациями в учебник, мультимедийной презентацией, самостоятельная работа с компьютерной программой.






Приёмы деятельности учителя
Эвристическая беседа, работа у доски, работа с раздаточным материалом, тетрадью, таблицами, мультимедийными средствами обучения, обсуждение темы урока.

Организация деятельности учащегося: самостоятельная и групповая работа.

Развитие умений учащегося: развиваем навыки работы в коллективе; умение самостоятельной работы с рисунками учебника, таблицами, справочным материалом, компьютерными программами; умение анализировать, делать выводы.


В процессе подготовки и проведения урока были учтены требования ФГОС, направленные на формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно осмысленно читать текст, задавать вопросы разного вида, отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста (работа с материалом у групп «авторов-оформителей», «представителей издательства»); учебно-интеллектуальные умения - определять понятия по существенным признакам, выявлять свойства объекта, выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; учебно-организационные – оценивать свою работу и деятельность одноклассников, организовывать деятельность в группах, определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; учебно-информационные - подбирать и группировать материал по определённой теме, создавать тексты различных типов, комментировать текст, владеть различными способами изложения текста; учебно-коммуникативные – владеть приёмами риторики, уметь вести дискуссию, диалог, вырабатывать общее решение.















Ход урока –

1.Организационный момент

Перед школьниками ставится задача: написать страницы учебника по теме «Стебель – важная часть побега», используя биологические и экологические знания по теме. Изучение нового материала происходит в процессе работы.

2.Ход урока.

На предыдущем уроке учитель делит класс на группы, распределяя роли: 3 группы – «авторы – оформители», 4-я группа – «экспертный совет», 5-я группа – «представители издательства». Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам, которые приведены в приложении №1.Представители «экспертного совета» и «издательства» получают дополнительное задание – познакомиться с фактическим материалом, который получают «авторы – оформители» (приложение №2).
В начале урока, после вводного слова учителя группы получают задание, на выполнение которых отводиться 15-20 минут.
Далее совместно с учителем проводится работа над заданием: отчёт о выполненной работе «авторов – оформителей», защита результатов, оценка их работы «экспертами» и «представителями издательства». На данном этапе работы школьники включаются в дискуссию.
Группа «представителей издательства» получает заказ на издание учебника. Используя презентации, созданные каждой из групп «авторов – оформителей», рекомендации «экспертов», создаётся компьютерный вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем распечатывается, и каждый ученик вклеивает его в тетрадь. Эта страничка – итог коллективного труда, где отражены знания учащихся по теме.
Во время работы «экспертной комиссии» и «представителей издательства» учащимся предлагается разгадать кроссворд с применением интерактивной доски.













Задания для «авторов-оформителей»


Из данного учителем фактического материала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками в тексте.
Подобрать по теме параграфа материал для любознательных.
Составить в конце параграфа вопросы для закрепления темы.
Подготовиться к выступлению перед «экспертным советом» и «представителями издательства».


Задания для «экспертного совета»



Составить развёрнутый план по прочитанному заранее фактическому материалу.
Подготовиться к оценке работы «авторов – оформителей» с позиций:
- Научности - найти ошибки в материале, представленном в экспертный совет, задать, если необходимо вопросы, уточняющие строение, функции видоизменения побегов;
- Оформления – достаточно ли доступно изложен материал параграфа, есть ли вопросы по проверке знаний по строению, функциям и видоизменению побегов, содержит ли текст иллюстрационный материал и раздел для любознательных;
- У группы «авторов-оформителей», составляющих лабораторную работу, проверить, правильно ли подобраны объекты и верен ли ход работы.

Выслушать рассказ «авторов-оформителей» о проделанной работе, вынести решение о доработке материала либо о его выходе в издательство.










Задания для «представителей издательства».



Выработать образец выполнения шмуцтитула.
Выслушать авторов-оформителей и экспертный совет, вынести решение о печати данного параграфа.
Выполнить к следующему уроку компьютерный вариант страниц учебника.
Групповая работа над заданием состоит из следующих этапов:
* Работа с источником информации: учащиеся анализируют фактический материал, располагают его последовательно соответственно плану изучения органов растения, который включает:
1 – внешнее строение стебля;
2 – внутреннее строение стебля;
3 – выполняемые функции;
4 – видоизменение побегов в связи с условиями произрастания растения;
* Оформление результатов;
* Подготовка выступлений;


























Приложение 1.

Требования к школьному учебнику.

Учебник – основное средство обучения.
Он содержит изложение основ наук и одновременно позволяет организовать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учит учиться.
Учебник должен содержать изложение биологической науки, быть доступным детям, развивать познавательный и практический интерес.
Поэтому учебник выполняет разносторонние функции: обеспечивает школьников научной информации; системно и последовательно излагает материал; предусматривает виды деятельности для закрепления материала школьниками, т.е. вопросы и задания для закрепления; содержит не только текст, но и карты, иллюстрации, развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделение главного, логическое запоминание.


























Приложение 2.


Фактический материал

Функции стебля. Стебель – основная часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами. Стебель выполняет разные функции: осевую, проводящую, опорную, запасающую.

Виды стеблей. По положению в пространстве различают следующие виды стеблей: прямостоячий (томат), лазающий (мышиный горошек), вьющийся (вьюнок), ползучий (земляника). Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими и травянистыми. Вьющиеся, поднимаясь вверх, обвивают опору. Лазающие, поднимаясь вверх, цепляются за опору усиками или придаточными корнями. Ползучие стебли стелются по земле и могут укоренятся в узлах.

Внутреннее строение. Стебель обеспечивает передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям и органических веществ от листьев к корням. Передвижение этих двух взаимно противоположных потоков питательных веществ осуществляется по хорошо проводящим тканям стебля.
На поперечном разрезе стебля липы можно увидеть следующие части внутреннего строения стебля: пробку (1), луб (2), кору (3), камбий (4), древесину (5), сердцевину (6).
Древесина – основная часть стебля. Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью составляют годичное кольцо прироста. Между корой и древесиной залегает камбий. Посредством деления клеток камбия можно определить возраст растения и условия, в которых оно произрастает. В центре стебля находится более рыхлый слой – сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ.









Видоизменённые побеги.

Наряду с типичными стеблями, у растений часто развиваются видоизменённые побеги, что связано с выполнением ими других функций.
Видоизменённый стебель является органом, предназначенным для накопления запасных питательных веществ, которые необходимы растению, чтобы пережить период покоя. Кроме того, видоизменённые стебли нередко участвуют в размножении и распространении растений.
Видоизменённый стебель обладает всеми признаками обычного стебля. Он имеет характерное для него строение, что означает наличие собственного стебля с верхушечной точкой роста и листьями, располагающимися по спирали (очерёдно или супротивно) и несущими в своих пазухах почки.



Типы видоизменённых стеблей.

Существует три основных типа видоизменённых стеблей: клубень, корневище, луковица.
Луковица состоит из укороченного мясистого стебля, в верхней части которого находится точка роста, окружённая сочными мясистыми чешуевидными листьями. В пазухах этих чешуй образуются новые почки. Из центральной части луковицы вырастают фотосинтезирующие (зелёные) листья, здесь же закладывается цветочная почка.
Луковицы образуют многолетние растения – лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, гусиный лук.
Клубень имеет «глазки», каждый из которых представляет собой собрание почек в пазухе листа. Они соответствуют узлам обычного стебля и располагаются по спирали – последовательно или против другого, начиная с верхушечной почки в той части клубня, которая противоположна месту его прикрепления к материнскому растению. Клубни встречаются у картофеля, георгина, топинамбура.
Корневище – это горизонтально растущий специализированный побег, подземный, или, реже надземный. Он состоит из узлов и междоузлий и несёт чешуевидные листья и почки. В них образуются придаточные корни и боковые побеги. Корневище есть у многих растений – крапивы, ириса, ландыша.



Информация для любознательных.

Каждый видел маргаритку – садовое растение. Листья у неё расположены в одном месте, густым пучком, розеткой. Они вырастают как будто прямо из корня. На самом деле у маргаритки, как и любого другого растения есть стебель, только он совсем коротенький, карликовый и называется укороченным. Коротенький участочек от самого нижнего до самого верхнего листка и есть стебель маргаритки. Такие же укороченные стебли есть и одуванчика, и у подорожника.








Информация для любознательных.

Африканское пустынное растение вельвичия – одно из немногих, сумевших справиться с засушливым климатом пустынь Юго-Западной Африки. Вельвичия удивительная - и на самом деле удивительное растение. Её толстый древесный ствол похож на пень, так как поднимается над землёй всего на 30-50 см. Листа всего два. Они длинные, кожистые. Корень глубоко проникает в почву, достигая грунтовых вод. Живёт растение около 100 лет.
















Лабораторная работа
«Внешнее и внутреннее строение стебля»

Цель работы: изучить строение стебля на примере ветки тополя.

Оборудование: лупа, ветка тополя.


Ход работы:

Рассмотрите внешнее строение стебля, найдите чечевички, листовые рубцы.

Зарисуйте внешнее строение стебля в тетрадь.


Подпишите части стебля: кору, чечевички, листовые рубцы.

Вывод: какую роль в жизни дерева играют чечевички?


Сделайте поперечный разрез стебля тополя. Рассмотрите его внутреннее строение.

Зарисуйте внутреннее строение стебля тополя.


Используя учебник, определите название каждого слоя. Подпишите части: сердцевину, древесину, камбий, кору.

Сделайте вывод.




























































































15