УРок по познанию мира в 4-м классе по теме Круговорот воды в природе
Открытый урок по познанию мира "Круговорот воды в природе" 4 класс
Цель: формирование представления о круговороте воды в природе, как о непрерывном процессе. Задачи: Раскрыть причины, вызывающие круговорот, увязать круговорот воды со с свойствами воды и показать его роль в природе. Развивать речь, память, мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи и на основе этого делать выводы. Развивать деаликтичекое- материалистическое мировоззрение; бережное отношение к богатствам Родины, умение свои знания использовать на практике. Оборудование: Схема « Круговорот веществ в природе», карточки с символами и понятиями. Ход урока. 1 Организационный момент. Постановка цели урока - Ребята отгадайте загадку. - Меня пьют. Меня льют, Всем нужна я, Кто я такая? ( Вода). - Так о чём мы будем говорить на уроке? - Прочтите тему урока.( на доске « Круговорот воды в природе») -Как вы понимаете слово « круговорот»? - Какие у вас есть предположения? Ну что же спасибо, что вы подумали. А правы вы или нет мы узнаем в конце урока. 2) Проверка домашнего задания. - Ну прежде чем говорить « О Круговороте воды в природе давайте проверим как вы подготовили домашнее задание. -О чём мы говорили на прошлом уроке? ( Нерудные полезные ископаемые) - Что же называют нерудными полезными ископаемыми? ( некоторые полезные ископаемые используются как строительный материал, технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений в основном их применяют в естественном виде.) - Перечислите какие вы знаете нерудные полезные ископаемые? ( Поваренная соль, каменная соль, фосфориты, асбест, гранит, известняк, мел, мрамор, ракушечник) - У вас на парте листок-опростник, где вы должны будете ответить на вопросы 1. Как называется волокнистая, горная порода, которую в народе называют «горным» льном? И где его месторождении? ( Асбест, Жетыкаре Костонайской области) 2. Осадочные горные породы, из которых получают фосфорные удобрения? И его месторождение? ( Фосфорит, Каратау) 3. Бывают белого, серого или желтоватого цвета. Используют для побелки домов, получают цемент, белый кирпич. И его месторождение? ( известняк, Мангыстау) 4. Очень твёрдая, плотная, горная порода, образованная из известняка. Имеет белый, серый даже чёрный цвет. Его месторождение? ( Мрамор, Центральные и Южные области) 5. Пористый известняк, состоящий из спрессованных временем целых и раздробленных раковин и морских организмов. Где его используют? ( Ракушечник, строительный материал). - Поменяйтесь листочками с товарищем по парте, проверьте правильность ответов, на доске правильные ответы. - Раздаётся стук - 3) Подготовительный этап к изучению новой темы. - Кто это? -Да это Капля- Капитошка. Она поможет нам разобраться и понять что же такое круговорот. - Расскажите Капитошке, что вы знаете о воде? Из чего состоит вода? Состав воды - водород, кислород, примеси, минеральные соли. ( Появляется схема.) - А какие вы знаете свойства воды? Свойства воды - без вкуса, без запаха, прозрачная, бесцветная, текучесть, испаряемость, растворитель. (Появляется схема) - Вода так о себе говорит : « Я и туча и туман, я ручей и океан Я летаю и бегу и стеклянной быть могу» - Как вы это понимаете? - Какие состояния воды вы знаете? Состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное. (Появляется схема) - Где мы наблюдаем воду в твёрдом состоянии? ( Снег, лёд, сосульки, айсберг). -Артём подготовил небольшое сообщение, что же такое айсберг. Слово «айсберг« означает « Ледяная гора». Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров. Это- настоящие плавучие острова льда. Откуда они берутся? Они сползают с антарктических материков, или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор. Айсберги очень описаны для кораблей. - Спасибо, Артём. - Где же мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( пар, туман). - Настя подготовила сообщение о тумане. - Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе. - Спасибо, Настя. - Где же мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? ( моря, реки, океаны, озёра, ручьи, дождь). 4) Физминутка - Ребята, докажите что вода источник жизни? А как мы можем перечь воду? 5) . Новая тема. - Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнает, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях, о круговороте воды в природе. Учитель от имени Капитошки читает : « Жил я когда-то в большом океане. Но жил не один, а вместе с моими братьями и сестрами. Однажды в жаркий день я оторвался от своих братьев и стал невесомым и полетел вверх.» - О чём нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? ( Вода испарилась.) - Какое знакомое слово вы увидели в слове испарения? ( пар.) Из какого состояния, в какое перешла вода? ( из жидкого в газообразное). В холодную погоду тоже происходит испарение. Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. В какую погоду быстрее высохнет белью? ( появляется схема) - Слушаем дальше ( Летел я, летел вверх, ветер относил меня всё дальше и на своём пути я встречал своих братьев и сестер, нас было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и прижиматься друг к другу, чтобы как-нибудь согреться.) - Какой процесс описывает Капитошка? Когда холодный воздух встретится в атмосфере с тёплым с газообразного состояния вода переходит в какое состояние? ( жидкое, капли). -Во что они превращаются зимой ( в льдинки) - этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. Слушаем дальше ( « Мы превратились в большую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз, приземлились в речки. Мы стали весело жить и играть. А кто-то проник в глубокий слой земли и образовались подземные воды.) - Спасибо тебе Капитошка за твой увлекательный рассказ. Нашему Капитошке пора вновь в путешествие, поэтому попрощаемся с Капитошкой. Ну вот пригреет солнышко, как вы думаете, куда отправиться Капитошка? -А вы ответься мне на такой вопрос, можно ли сказать что вода вращается по кругу? - Этот процесс называется круговоротом воды в природе и происходит он не прирывно. Вывод. Круговорот - непрерывный процесс в природе, где вода испаряется, конденсируется, где- то выпадает в виде осадков и снова испаряется. 6) Работа с учебником страница 53-55. 7) Итог урока- ещё раз прочитайся тему урока, что интересного и нового вы узнали на уроке? Так что же такое « Круговорот воды в природе»? 8) Домашнее задание стр.53-55 схема круговорота воды в природе, вопросы стр.55 Оценивание учащихся