Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные. Путешествие в деревню».
Конспект занятия по развитию речи
«Домашние животные. Путешествие в деревню».
Подготовил воспитатель:
Загидуллина Гульгена Анваровна МБДОУ Детский сад №18 «Улыбка»
г.Азнакаево
Конспект (НОД) по развитию речи для старшего дошкольного возраста.
Название: «Домашние животные. Путешествие в деревню».
Прием основан на арт-терапевтических техниках – фототерапия, терапия животными и логотерапия , используя метод ТРИЗ.
Цель: учить образовывать новые слова; придумывать и пересказывать рассказ последовательно; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи;
показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, как нужно о них заботиться; придумать фантастическое домашнее животное, формировать умение выделять главное; развивать творческое воображение;
воспитывать трудолюбие; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них.
Оборудование: рисунок с изображением дедушки и бабушки, иллюстрация «Деревня», картинки с изображением домашних животных и их детенышей, игры: «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чудесные вещи», загадки лист бумаги, фломастер.
1 этап: Подготовка к работе.
Рассматривание картины «Деревня», составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
2 этап: Групповая работа.
В: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Какие вы добрые, ласковые, веселые. А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (чистоговорки, скороговорки, гимнастика)
Артикуляционная гимнастика. (проговаривание гласных звуков)
В: А, теперь я вам предлагаю отправиться в путешествие. Согласны? Тогда сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в-в-в). Дальше поплывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь поедем на поезде (произносим звук ч-ч-ч). Вот и добрались.
(Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня»).В: Куда же мы с вами попали?
Д: В деревню.
В: А как вы догадались, что это деревня? (Ответы детей). Мы с вами где живем? (Ответы детей).
В: А чем деревня отличается от города? А к кому вы приезжаете в деревню? (Ответы детей). А в этой деревне живут наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Оля. А почему их не видно на улице?
Д: Они трудятся.
В: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Д: Трудолюбивые.
В: Как вы думаете? Чем занимаются дедушка и бабушка?
Д: Выращивают на огороде овощи, ухаживают за домашними животными.
В: Давайте подумаем, какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы в огороде? А поможет нам в этом зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались». (Дети находят и обводят найденный предмет, называют его значение)
В: У дедушки Вани и бабушки Оли в деревне много друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья? Тогда внимательно слушайте.
(Прослушивание магнитофонной записи – голоса домашних животных)
В: Что вы сейчас услышали?
Д: Голоса животных – коровы, козы, свиньи.
В: Как мы можем назвать всех этих животных?
Д: Домашние животные.
В: А теперь отгадаем загадки.
С хозяином дружить,
Дом сторожит.Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко дает.(корова)
По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан. (баран, овца)
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою –
Молоко тебе даю.
Я такая егоза! (коза)
В: А каких домашних животных вы еще знаете?
(Кошки, собаки…) Как вы думаете, для чего нужны домашние животные?
Д: Домашние животные приносят людям пользу.
В: А какую пользу приносят, мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру.
Игра «Польза» (с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, с другой – отображающие, какую пользу они приносят человеку).
В: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят - « кормилица, матушка наша »?
Д: Так говорят про корову.
В: Почему так называют корову?
Д: Потому что она дает молоко, а из молока делают сметану, масло, творог…
В: Давайте порадуем дедушку с бабушкой, расскажем про их любимую
корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема-подсказка.
В: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли.
А давайте мы порадуем дедушку и бабушку подарком. Ребята, а что мы им подарим? (фантастическое животное). Давайте вспомним и расскажем дедушке и бабушке про особенности чудесного животного.
Д: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое, туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка взяла теплые вещи, хвост у него будет как у собаки, чтобы оно виляло им, ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать, а еще у этого животного будет вымя, чтобы давало молоко. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (игра на развитие творческого воображения, логики)
3 этап: Рефлексия.
В: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будут, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами.
Понравилось вам в деревне?
А теперь пора прощаться. Сегодня на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт. Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это путешествие. Отправляемся в обратный путь. Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
II. Описание приема ТРИЗ на занятии по речевому развитию в старшей группе: занятие детям очень понравилось, они с удовольствием придумали фантастическое животное, в свободное время нарисовали его. Очень помогает развивать воображение и речь.
Дети научились проявлять заботливое отношение к домашним животным.
Активно и доброжелательно взаимодействовать в познавательной и игровой деятельности.
Узнали и закрепили названия домашних животных и научились сравнивать их.