Методические материалы Задания для олимпиады по русскому языку
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап
Задания для 9 класса
1. Расставьте ударения в следующих словах
Апостроф, баловать, беленый, втридорога, газопровод, жалюзи, закупорить, завсегдатай, кашлянуть, обеспечение, кухонный, танцовщица.6 баллов
2. Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
4 балла
3.Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте ответ.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
6 баллов
4. Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.
1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;
6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок –пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.
5 баллов
5. Подруги позвали Машу гулять. « Не могу,я …,- сказала Маша и запнулась, - ну, в общем, чищу пылесосом ковер!» как правильно закончить эту фразу? Аргументируйте.
1) Пылесосу; 2) пылесошу; 3) пылесосю; 4) пылесосию; 5) пылесосаю 2+1 баллов
6. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была.
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка .
3) Мы выбирали место поровнее.
4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
7 баллов
7. Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.
Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку.
Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота.
Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку.
Переведите на иврит предложения:
Кот видит коричневую корову
Юноша видит белую сумку
4 балла
8. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Однажды стоя на палубе я заметил (в)дали высокую ледя…ую гору на которой б…рахтались два белых медведя. Я схватил ружьё и прыгнул с корабля прям… на плывущую льдину. Трудно было мне к…рабка…ся по гладким как зеркало ледя…ым утёсам и скалам еж…минутно скатываясь вниз и рискуя провалиться в бездо…ую проп…сть но (не)смотря на пр…пятствия я добрался до в…ршины горы и подошёл почти (в)плотную к медведям.
И вдруг со мною случилось н…счастье: собираясь выстрелить, я по…кользнулся на льду и упал, причем стукнулся головой об лёд и в ту(же) минуту л…шился сознания.
Когда через пол(часа) сознание вернулось ко мне я чуть н… вскрикнул от ужаса: огромный белый медведь подмял меня под себя и, разинув пасть, готовился поужинать мною. Ружьё моё лежало дал…ко на снегу.
6 баллов
9. Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 3 морфемы, а другие- 4. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».
15 баллов
Всего – 56 баллов
Ключи к заданиям
(русский язык 9 класс)
1.АпострОф, баловАть, белЁный, втрИдорога, газопровОд, жалюзИ, закУпорить, завсегдАтай, кАшлянуть, обеспЕчение, кУхонный, сторИцей, танцОвщица.
6 баллов
2.Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый укрытие – этимологически родственны. (корень крыть)
4 балла
3.Сокровище – от скрыть (то, что скрыто), крышка – от крыть (то, чем накрывают); покрывало – от покрыть (то, чем покрывают); укрытие – от укрыть (то, где укрывают).Кровавый – от кровь, крыло – от славянского крило не родственного слову крыть.
6 баллов
4. ИнженерЫ, килограмм помидорОВ, докторА, рота солдат, шоферЫ,
купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя.
5 баллов
5.В глаголах на сить наблюдается историческое чередование с/ш: просить- прошу, бросить-брошу, красить- крашу. Т. о. пылесосить- пылесошу. Допустимо пылесошу.
3 балла
6.Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое. 7 баллов
7.1) Хахатул роэ пара хума;
2) хабахур роэ тик лаван 4 балла
8. 6 баллов
9. 15 баллов
Всего – 56 баллов