Презентация по физиеской культуре : Методика обучения тактике нападения в баскетболе учащихся 9-11 классов
Методика обучения тактике нападения в баскетболе учащихся 9-11 классов
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач.
Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.
Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность— приносить ощутимый для него результат в усвоении материала.
Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению
Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.
Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов — основа их действенности на занятиях по баскетболу.
Средства обучения:Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные.
Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры.Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол.На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры
Упражнения по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию.Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях.
Методы обучения:К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся(показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками); вспомогательные наглядные методы (демонстрация кино- и видеоматериалов и т.п.) методы ориентирования с помощью предметных или условных ориентиров; подводящие упражнения;игровой метод; соревновательный метод.
Методы организации занимающихсяПри фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.Проходной метод объединяет в себе некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала.
Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.Тот же подход — распределение на группы и чередование заданий используют в методе круговой тренировки. Но здесь распределение учащихся производят в зависимости от их подготовленности.Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником.
Понятия «принципы», «средства», «методы обучения», «методы организации занимающихся» в теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Применительно к урокам баскетбола методика обучения — это профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры.
Основной понятийный аппаратНаряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовленности занимающихся — тактическая выучка.Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства.В ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.
По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий:Индивидуальные действия — это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.Групповые действия — это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.
Групповые действия игроковГрупповые действия игроков составляют основу различных тактических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.
Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке.
Взаимодействия двух игроков«Передай мяч и выходи» — простое и эффективное взаимодействие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие может осуществляться разными по амплуа атакующими игроками: защитником и форвардом, защитником и центровым, форвардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и т.д.Могут меняться и занимаемые и.п. этих игроков. Неизменным остается основной принцип взаимодействия: передал мяч — освободись от опеки защитника для получения обратной передачи сдальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.
Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков «передай мяч и выходи»1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.2. Выполнение взаимодействия в поточном упражнении 2 х 1 при пассивном сопротивлении защитника.3. То же, но с атакой со средней дистанции..
4. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях активного противодействия защитника в игровом упражнении «1x1 с промежуточным»: единоборство осуществляется без ограничений активности защитника; промежуточный игрок занимает неподвижную позицию в заданной точке площадки и может быть использован атакующим игроком только для передачи ему мяча и получения обратного паса.5. Выполнение взаимодействия в условиях игрового противоборства 2 х 2 с атакой в одну корзину.6. Воспроизведение разновидностей изучаемого тактического взаимодействия в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Взаимодействия двух игроковЗаслоны — неотъемлемая составляющая современной игры в баскетбол в нападении. Без их использования не обходится практически ни одна атака против организованной обороны. Цель этого взаимодействия — освободить партнера, преградив путь опекающему его защитнику.
Различают передний заслон, он используется чаще всего для выполнения позиционного броска. При постановке заслона сбоку или сзади от защитника это соответственно боковой или задний заслон. Они эффективны преимущественно для выхода или прохода-броска.
Типичным взаимодействием двух игроков с использованием неподвижного заслона является«двойка». Для его осуществления атакующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон.Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, он стремительно прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита.
Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападении с участием двух игроков «двойка»1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.2. Проведение подвижной игры «Третий лишний»: играющие располагаются попарно по кругу; за пределами круга находятся водящий и убегающий, причем в и. п. они находятся на расстоянии 5 —6 м друг от друга; задача водящего — догнать убегающего и осалить его, в этом случае они меняются ролями; убегающий игрок в любой момент может занять позицию впереди какой-либо пары, предварительно коснувшись рукой спины сзади стоящего партнера, что является сигналом к побегу от водящего.
3. Поочередное выполнение бокового заслона условному защитнику в поточном упражнении (рис. 55): изначально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 —3 м, перед каждым из них установлена переносная стойка или стул, обозначающие защитника; внутри круга чуть сзади-сбоку от одного из игроков занимает позицию свободный от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педагога; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади-сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т.д.; каждый из I поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное партнером.
4. Освобождение нападающего без мяча с помощью бокового заслона в поточном упражнении, преодолевая пассивное сопротивление защитника (рис.56): после каждого взаимодействия игроки меняются ролями, перемещаясь против часовой стрелки
5.Выполнение разновидностей взаимодействия «двойка» в условиях игрового противоборства «2x2 в одну корзину».6.То же, но в учебных двусторонних играх с установкой педагога.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!