Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду для 5 д класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
_______/ Соловьева О.П.
Протокол №1 от
«31» августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/Коротина Т.В.
«31» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида
________/Шагина Н.В.
Приказ № 94 от «31» августа 2015 г.
Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду
для 5 д класса
Автор-составитель:
Желнова Светлана Михайловна.
Урень, 2015
Хозяйственно-бытовой труд
5 кл.
Пояснительная записка
Программа адресована для детей со сложной структурой дефекта 5 д класса и рассчитана на 67 часа в год (2 часа в неделю).
Нормативные документы, на основе которых разработана данная рабочая программа:
-региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
-учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат VIII вида;
-программы обучения глубоко умственно отсталых детей Составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984 год;
Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей-имбецилов. Готовит их к самостоятельности в быту.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью
планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.
В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки про самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей-имбецилов в учебном плане 37 предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за малышами.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.
Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.
2. Уход за одеждой и обувью.
Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.
Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.
Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.
Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка.
Понятие о простых швах. Шитье по проколам.
Практическая работа.
Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.
3. Уход за жилищем.
Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.
Наш дом. Название мебели и ее назначение. Гигиенические правила уборки класса. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).
Практическая работа.
Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса.
Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок).
4. Приготовление пищи.
Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.
Практическая работа.
Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
теоретические Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)
1 Навыки, связанные с гигиеной тела. 15 2 Уход за жилищем. 11 3 Уход за одеждой и обувью. 10 4 Навыки владения иглой и наперстком. 20 5 Приготовление пищи. 12 Итого: 67ч Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Всего
часов дата
по плану по факту
I четверть 16 ч Навыки, связанные с гигиеной тела. 1
2 Волосы и уход за ними 2 05.09
08.09 3
4 Лицо. Уход за лицом. 2 12.09
15.09 5 Руки. Уход за руками. 1 19.09 6 Ноги. Уход за ногами. 1 22.09 7 Тело. Уход. 1 26.09 8
9 Правила личной гигиены. 2 29.09
03.10 10 Режим дня и его соблюдение. 1 06.10 11 Гимнастика 1 10.10 12 Для чего нужны водные процедуры. 1 13.10 13 Закаливание. 1 17.10 14 Если ты заболел. 1 20.10 15 Осторожно - грипп. 1 24.10 16 Повторение. 1 27.10 II четверть 15ч Уход за жилищем. 1 Наш дом. 1 10.11 2 Название мебели и ее назначение. 1 14.11 3 Гигиенические правила уборки класса. 1 17.11 4 Уборка и заправка своей постели. 1 21.11 5 Назначение каждого предмета постельного белья. 1 24.10 6 Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. 1 28.10 7
Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка. 1 01.12 8
9 Уход и полив комнатных растений 2 05.12
08.12 10 Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок). 1 12.12 11 Генеральная уборка класса. 1 15.12 12 Повторение. 1 19.12 Уход за одеждой и обувью. 13
14
Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. 2 22.12
26.12
15 Повторение. 1 29.12 III четверть 19ч 1
2 Чистка щеткой платья, пальто, головного убора. 2 12.01
16.01 3 Виды обуви. 1 19.01 4 Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви. 1 23.01 5 Повторение. 1 26.01 6
Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви. 1 30.01 7
8 Обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка. 2 02.02
06.02 Навыки владения иглой и наперстком. 9 Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. 1 09.02 10 Сведения об иглах. 1 13.02 11 Гигиенические правила вдевания нити. 16.02 12 Завязывание узелка. 1 20.02 13 Практическая работа по завязыванию узелков. 1 27.02 14
15 Понятие о простых швах. 2 01.03
05.03 1617
18 Шитье по проколам. 3 12.03
15.03
19.03 19 Повторение. 1 22.03 IV четверть 17ч 1 Наперсток. Правильное применение его в работе. 1 05.04 2 Практическая работа. Шитье в наперстке. 1 09.04 3 Практическая работа. Шитье в наперстке. 1 12.04 4 Генеральная уборка класса. 1 16.04 Приготовление пищи. 5 Знакомство с кухней и кухонной посудой. 1 19.04 6 Соблюдение чистоты и порядка. 1 23.04 7 Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. 1 26.04 8 Техника безопасности при приготовлении пищи. 1 30.04 9 Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. 1 03.05 10 Кто и где готовит пищу (в школе, дома). 1 07.05 11 Умение пользоваться столовыми приборами. 1 10.05 12 Практическая работа.
Сервировка стола в школьной столовой. 1 14.05 13 Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов. 1 17.05 14 Продукты необходимые ля приготовления супа. 1 21.05 15 Виды супов 1 24.05 16 Каша. Виды каш. 1 28.05 17 Повторение. 1 31.05