Рабочая программа по Труду. Коррекция 8 вида (надомное обучение)
Пояснительная записка
Программа по предметно-практической деятельности, конструированию, ручному труду составлена для индивидуального обучения на дому для обучающегося 3 класса. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение". Программа составлена на 34 часов.
Занятие по предметно-практической деятельности, конструированию, ручному труду проводится 1 час в неделю. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в игровой форме на доступном ребенку уровне. Содержание программы направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений.
Цель этих занятий: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, элементы ручного труда, конструирования), коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления ребенка. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность ребенка и различные жизненные ситуации.
Задачи:
Формировать положительного отношения к посильным видам ручного труда.
Обучать доступным приемам предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда.
Корригировать сенсорную, эмоционально- волевую сферы и умственную деятельность.
Формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводится целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.Обучающийся должен знать:
Названия основных геометрических форм (треугольник, круг, квадрат), основных цветов.
Обучающийся должен уметь:
Целенаправленно действовать с предметами в дидактических играх;
Ориентироваться на листе бумаги, на рабочем месте;
Складывать части аппликации по образцу и инструкции;
Складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу;
Собирать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками;
Применять основные приемы лепки, аппликации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.
Повторение и закрепление умений
Упражнения с массажными шариками и пружинками, прищепками, пуговицами
Закрепление названий пальцев.
Предметно-манипулятивные действия. Отработка навыка ручной умелости.
Кто скорей свернет ленту. Открывание и закрывание ключом замка. Открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками. Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур. Сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов);
Действия с предметами разного цвета и формы
Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы.Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).
Чередование предметов:- через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий);по форме, по размеру (большой — маленький — большой — маленький). Самостоятельная работа. Дидактическая игра «Исключи лишнее»
Работа с природными материалами.
Аппликация из листьев «Лист большой, лист маленький», Аппликация из листьев «Рыбка». Аппликация из листьев «Осеннее дерево». Контрольная работа за четверть Аппликация из листьев «Зайчик». Аппликация из листьев «Мышка»
Работа с бумагой, ножницами и клеем
Произвольное резание полос, вырезание окружностей. Наклеивание готового изображения на шаблон «Котята», «Совенок», «Щенок», «Зайчик». Аппликация из обрывной бумаги «Медведь». Аппликация из геометрических фигур «Мышка», «Лиса и Колобок», «Слоник»,«Кораблик». Самостоятельная работа. Симметричное вырезание фигур из бумаги. Цветы и листья. Контрольная работа за четверть. Аппликация из геометрических фигур «Петушок». Симметричное вырезание фигур из бумаги. Гирлянда из елочек.
Работа с пластилином
Раскатывание, сплющивание, отщипывание пластилина. Пластилинография «Цветик-семицветик», «Солнышко», «Бабочка», «Матрешка», «Рыбка». Самостоятельная работа.
Работа с иголкой
Вышивка по готовым проколам. Вышивка по намеченной линии на ткани. Вышивка геометрических фигур на ткани. Изготовление открытки для папы
Работа с разными материалами
Аппликация из спичек «Домик», «Дерево». Аппликация из ваты «Пудель», «Лебедь». Изготовление открытки к 8 марта. Аппликация из резаных ниток «Одуванчик». Контрольная работа за четверть. Аппликация из резаных ниток «Барашек». Аппликация из ниток «Прическа для девочки».
Работа с бумагой
Наклеивание готового изображения на шаблон «Светофор», «Волчонок, «Котик», «Домик», «Кораблик», «Цыплята». Самостоятельная работа. Наклеивание готового изображения на шаблон «Овощи». Объемная аппликация «Под грибком», «Под зонтом», «Бабочки», «Яблоко», «Арбуз», «Груша».Контрольная работа за год. Объемная аппликация «Апельсин», «Ежик», «Летний день»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Дата Наименование раздела и тем Часы учебного времени Коррекционные задачи Тип
урока
Повторение и закрепление умений(1ч.) 1 Упражнения с массажными шариками и пружинками, прищепками, пуговицами 1 Коррекция внимания Комбинированный
Предметно-манипулятивные действия
Отработка навыка ручной умелости (3ч.) 2 Кто скорей свернет ленту 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
3 Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий
шнур; 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
4 Сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); 1 Коррекция воображения Комбинированный
Действия с предметами разного цвета и формы (2 ч)
5 Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы. 1 Коррекция внимания Комбинированный
6 Дидактическая игра «Исключи лишнее» 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
Работа с природными материалами (5ч.). 7 Аппликация из листьев «Лист большой, лист маленький» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
8 Аппликация из листьев «Рыбка» 1 Коррекция воображения Комбинированный
9 Аппликация из листьев «Осеннее дерево» 1 Коррекция воображения Комбинированный
10 Контрольная работа за четверть Аппликация из листьев «Зайчик» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
11 Аппликация из листьев «Мышка» 1 Коррекция внимания Комбинированный
Работа с бумагой, ножницами и клеем ( 5ч) 12 Наклеивание готового изображения на шаблон «Котята» 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
13 Наклеивание готового изображения на шаблон «Совенок» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
14 Аппликация из геометрических фигур «Мышка» 1 Коррекция воображения Комбинированный
15 Аппликация из геометрических фигур «Лиса и Колобок» 1 Коррекция внимания Комбинированный
16 Аппликация из геометрических фигур «Слоник» 1 Коррекция внимания Комбинированный
Работа с пластилином (2 ч) 17 Раскатывание, сплющивание, отщипывание пластилина. 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
18 Пластилинография «Цветик-семицветик» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
Работа с иголкой (2ч.) 19 Вышивка по готовым проколам. 1 Коррекция воображения Комбинированный
20 Изготовление открытки для папы 1 Коррекция внимания Комбинированный
Работа с разными материалами (8ч.) 21 Аппликация из спичек «Домик» 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
22 Аппликация из спичек «Дерево» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
23 Аппликация из ваты «Пудель» 1 Коррекция воображения Комбинированный
24 Аппликация из ваты «Лебедь» 1 Коррекция внимания Комбинированный
25 Изготовление открытки к 8 марта 1 Коррекция внимания Комбинированный
26 Аппликация из резаных ниток «Одуванчик» 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
27 Контрольная работа за четверть. Аппликация из резаных ниток «Барашек» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
28 Аппликация из ниток «Прическа для девочки» 1 Коррекция внимания Комбинированный
Работа с бумагой (6ч.) 29 Наклеивание готового изображения на шаблон «Светофор» 1 Коррекция зрительного восприятия Комбинированный
30 Наклеивание готового изображения на шаблон «Кораблик» 1 Коррекция образного мышления Комбинированный
31 Наклеивание готового изображения на шаблон «Цыплята» 1 Коррекция воображения Комбинированный
32 Объемная аппликация «Бабочки» 1 Коррекция внимания Комбинированный
33 Объемная аппликация «Арбуз» 1 Коррекция внимания Комбинированный
34 Аппликация «Летний день» 2 Коррекция воображения Комбинированный
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература:
1. Интернет-ресурсы
2. Учебник:
Л. А. Кузнецова Технология Ручной труд 3 класс, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2016г.
Оборудование и приборы:
Мозаика, разборные игрушки, цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, пластилин, иглы, нитки, образцы для аппликаций, крупыЛист внесения изменений.
Дата внесения изменений Раздел, тема Содержание изменений Подпись Согласовано с зам. Директора по УВР
РАССМОТРЕНО
на МО учителей нач. кл.
протокол №1
руководитель ШМО
_______/А.А. Бенькова/
«__» _________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______/В.В. Салабутина/
«__» ___________2016г.
II вида)
рабочая программа
по «Трудовое обучение»
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Разработана:
учителем начальных классов
Синициной Александрой
Владимировной
Кумарейка, 2016