Адаптированная рабочая программа Профессионально-трудовое обучение 6 класс (8 вид)
Муниципальное образовательное учреждение
Цемзаводская средняя школа
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета школы
Протокол № 1
от « » августа 2016 г.
______ /В.П. Махоткина/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Н.А.Куренёва/
« » августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ /И.В. Репникова/
Приказ № _______ от ____________ 2016 г.
Адаптированная рабочая программа
Наименование учебного предмета: Профессионально - трудовое обучение
Класс: 6кл.VIII вид
Уровень образования: специальных (коррекционных) школ
Уровень подготовки: индивидуальный
Учитель: Комарова Е.П.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану: 70ичасов в год; 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе: Учебно-методический комплект: Базовой программой для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, под редакцией Т.В. Васильевой (г. Ульяновск 2012)
Рабочую программу составила: учитель технологии, первой квалификационной категории Комарова Елена Петровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (ручной труд) для 6 класса составлена на основе следующих документов.
Базовой программой для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, под редакцией Т.В. Васильевой (г. Ульяновск 2012)
Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г №29/2065-п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) ОУ VII, VIII видов».
Учебный план школы на 2016-2017 учебный год.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Цель программы:
формирование и совершенствование необходимых практических умений и навыков
Формирование познавательной деятельности учащихся.
Задачи программы:
воспитывать привычку желание учиться;
расширять социальный опыт учащихся;
познание предметного мира учащихся и участие их в созидательной деятельности;
Корректировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности;
Формировать знания о различных материалах и умение выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;
Формировать интерес к разнообразным видам труда.
Программа по профессионально-трудовому обучению определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани), ручное шитье и шитье на швейной машине, а так же включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
На занятиях по ремеслу учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий, доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, должен руководствоваться интересами учащихся, но при этом конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.
Выполняя программу, следует помнить о том, что в течение всех лет обучения необходимо систематически отрабатывать с детьми пространственные понятия «выше-ниже», «шире-уже», «тоньше-толще», «вверху», «внизу», «посередине» (в центре), «слева», «справа», а так же учить сравнивать объекты по форме, величине и т.д. особой задачей является формирование умения анализировать образец изделия, отмечая количество деталей, их форму, способы крепления. При анализе образца, помимо самого объекта, должны быть предъявлены заготовки или исходные детали.
При обучении некоторые учащиеся не могут освоить все содержание, предусмотренное программой но у них формируется навык выполнения отдельных доступных операций, что способствует их социальному, личностному развитию и самореализации.
Требования к освоению программы (ожидаемый результат):
Учащиеся должны знать:
Названия и основные свойства материалов;
Название и назначение инструментов, указанное в программе;
Правила безопасной работы с инструментами.
Учащиеся должны уметь:
Организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
Анализировать образец, определяя форму деталей и их количество;
Называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
Ориентироваться в предметной инструкционной карте;
Выполнять работу с опорой на инструкционную карту;
Давать простейший отчет о выполненной работе (называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, его назначение).
Критерии знаний и умений и навыков разработаны по темам к каждому уроку.
Содержание образовательной программы. На основании программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью под редакцией Т.В Васильевой 2012 года издания, учащиеся 6 класса усваивают:
Раздел Кол-
во
часов Краткое содержание раздела Требования к уровню
подготовленности учащихся
Работа с бумагой и картоном
2.Работа с текстильными материалами.
3.Работа с бумагой и картоном.
Работа с текстильными материалами.
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью.
7.Работа с тканью.
5
4
6 Организация рабочего места. Безопасные приемы работы с ножницами и клеем.
Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется, более прочный чем бумага. Толщина. Основные цвета
Обводка пакета по шаблону. Резание картона по линиям разметки.
Обводка деталей аппликации по шаблону. Украшение пакета.
Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
2.1 Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
2.2 Применение и назначение ниток, тесьмы, сутажа, тонкой веревки.
2.3 Намотка ниток на картон. Связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение. Изготовление стилизованных ягод, фигурок человека, животных.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и ножницами. Сырье из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картонов: переплетный и коробочный картон.
Разметка бумаги и картона по шаблону прямоугольной формы. Обводка деталей аппликации по шаблону, вырезание и наклеивание на изделие.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек в форме стилизованных грибов, овощей, рыб, птиц. Обводка деталей игрушек по шаблону. Склеивание деталей из картона и цветной бумаги.
Изготовление объемной новогодней игрушки «елочка» из плотной бумаги на конусе. Обводка по шаблону полукруга, бахромы елочки. Вырезание по прямым и закругленным линиями, нарезание бахромы. Склеивание деталей елочки. Наклеивание бахромы.
4.1 Организация рабочего места. Инструменты, применяемые для работы с тканями. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
4.2 Элементарные понятия о видах тканей. Ткани для верхней одежды, белья и вышивки.
4.3 Свойства тканей: мнутся, разрываются, гладкие, тонкие. Лицевая и изнаночная и сторона ткани.
4.4 Изготовление игольницы из ткани.
4.5. Назначение ручных стежков и их виды. Выполнение сметочных стежков справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.
Обводка деталей в форме квадрата по шаблону и раскрой по прямым линиям.
Выполнение вышивки (игольницы) сметочными стежками.
Соединение деталей прямыми стежками.
Выворачивание заготовки через оставленное отверстие. Набивка игольницы ватой. Зашивания отверстия игольницы.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и ножницами, иголкой.
Закладка для книг. Обводка шаблона деталей закладки по прямым и закругленным линиям по картону и цветной бумаги.
Резание бумаги и картона по линиям обводки шаблона.
Оклеивание заготовки из картона, заготовками из цветной бумаги, с обеих сторон.
Обводка шаблона деталей для аппликации. Раскрой деталей аппликации. Наклеивание деталей аппликации на закладку.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с тканью.
Свойства тканей: осыпаемость нитей. Обводка шаблона квадратной формы по изнаночной стороне ткани. Раскрой по прямым линиям. Выполнение бахромы с применением метки контроля ширины бахромы. Отделка аппликации из ткани.
Складывание квадрата угол на угол. Завязывание узелков. Изготовление игрушки зайчиха с зайчатами.
Виды тканей: гладкокрашеные. Обводка по шаблону и раскрой несложной формы. Аппликация из гладкокрашеной ткани (фрукты, овощи).
7.1 Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с тканью.
7.2 Виды тканей: гладкокрашеные, с рисунком. Обводка по шаблону и раскрой деталей несложной формы. Аппликации из тканей с рисунком )русская матрешка, бабочка, рыбка).
7.3 Обводка шаблона по изнаночной стороне ткани. Вырезание деталей аппликации. Наклеивание деталей аппликации в контур.
Объект работы. Аппликации из геометрических фигур (квадрат, овал круг, треугольник) выполняется из гладкокрашеной ткани.
7.4 Виды тканей: гладкокрашеные с рисунком. Подбор ткани по цвету. Обводка шаблонов по изнаночной стороне ткани. Вырезание геометрических фигур разных форм, размеров и цвета.
7.5 Составление декоративных форм зверей, птиц и др. Наклеивание на основу (тонкий картон). Окончательное оформление аппликации.
Знать и соблюдать безопасные приемы при работе с ножницами и клеем.
Различать свойства бумаги и картона.
Упражнять в работе с клеем.
Упражняться в работе с шаблоном и ножницами.
Уметь составлять аппликации по показу.
Соблюдать санитарно-гигиенических требований при работе.
Знать назначение ниток, тесьмы, сутажа, тонкой веревки.
Упражняться в намотке ниток на картон. Учиться приемам связывания, скручивания, плетения.
Знать и соблюдать правила безопасно работы. Различать сорта картона.
Уметь выполнять разметку по шаблону. Владеть ножницами при резании прямым и закругленным линиям.
Уметь изменять направление движения ножниц, координировать работу обеих рук при вырезании.
Закрепление навыка обводки деталей по шаблону, вырезания по прямым и закругленным линиям. Уметь склеивать детали объемной формы.
Знать и соблюдать правила безопасно работы, санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
Различать ткани по назначению, по толщине и по фактуре.
Различать свойства тканей и различать лицевую и изнаночную стороны.
Уметь вырезать деталь из ткани по прямой линии.
Уметь выполнять сметочный стежок.
Уметь выполнять кисточку.
Уметь раскраивать деталь квадрата из ткани.
Упражнять выполнять сметочный стежок.
Соединять детали прямыми стежками.
Учить выворачивать изделие на изнанку, набивать мягкими материалами.
Знать и соблюдать правила безопасной работы с иглой, клеем и ножницами.
Уметь обводить по шаблону детали закладки по прямым и закругленным линиям по картону и цветной бумаги.
Уметь вырезать бумагу и картон по линиям обводки шаблона.
Упражнять оклеивать картон с обеих сторон.
Уметь красиво расположить аппликацию.
Познакомить со свойствами ткани- осыпание нитей.
Учить складывать ткань угол на угол, завязывать узелки из ткани.
Познакомить с видом ткани – гладкокрашеные. Упражнять в выполнении аппликаций из гладкокрашеных тканей.
Знать и соблюдать правила безопасной работы с иглой, клеем и ножницами.
Закреплять знание гладкокрашеные ткани. Познакомиться с видом ткани-с рисунком.
Упражнять в обводке шаблона по ткани, вырезать по линии обводки. Уметь распределять детали аппликации в контур.
Различать виды тканей, лицевую и изнаночную сторону ткани.
Упражнять составлять аппликации из геометрических фигур различных форм, размеров и цвета гладкокрашеных и цветных тканей.
Учебно-тематическое планирование.
№
п/п Раздел Количество часов
1.
1.Работа с бумагой и картоном
9
2. Работа с текстильными материалами.
5
3. Работа с бумагой и картоном. 10
4. Работа с текстильными материалами. 16
5. Работа с бумагой и картоном 7
6. Работа с тканью. 10
7. Работа с тканью. 13
итого 70
Критерии оценки уровня подготовки обучающихся.
1. Оценивание по направлению «по профессионально-трудовому обучению» выявляет соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС.
2. В критерии оценки, определяющие подготовку обучающегося, входят:
- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;
- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету;
- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий, практических работ, упражнений;
- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;
- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
3. Уровень подготовки оценивается в баллах:
5 - «отлично»;
4 - «хорошо»;
3 - «удовлетворительно»;
2 - «неудовлетворительно».
Отметка 5 (отлично) ставится, если обучающийся:
- подготовлен и организует рабочее место, согласно требованиям научной организации труда; обстоятельно, технологически грамотно излагает материал, пользуется понятийным аппаратом;
- показывает научно обоснованные знания и умения по эксплуатации и наладке технологического оборудования;
- представляет изделие, соответствующее наименованию, эскизу, техническому описанию, технологии изготовления, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям к качеству и оформлению;
- выполняет практическую работу в соответствии с требованиями правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Отметка 4 (хорошо) ставится, если обучающийся:
- подготовлен, допускает ошибки в организации рабочего места, но исправляет их; излагает материал, пользуясь понятийным аппаратом; допускает единичные ошибки при ответе, но исправляет их; не достаточно убедительно обосновывает свои суждения;
- показывает знания и умения по эксплуатации технологического оборудования;
- представляет изделие, соответствующее наименованию, нормативным и технологическим требованиям;
- выполняет практическую работу в соответствии с требованиями правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Отметка 3 (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:
- подготовлен, допускает ошибки в организации рабочего места; обнаруживает знание и понимание основных теоретических положений, излагает материал не достаточно понятно и допускает неточности в определении понятий; не может обосновать свои суждения и привести примеры, нарушает последовательность в изложении материала;
- использует технологическое оборудование с нарушением принципов эксплуатации не приводящих к травме;
- представляет изделие согласно наименованию, с нарушением нормативных и технологических требований;
- выполняет практическую работу с частичным нарушением требований правил санитарии, гигиены, техники безопасности.
Отметка 2 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:
- неподготовлен, не может организовать рабочее место; обнаруживает незнание большей части теории вопроса, искажает смысл при формулировке определений; материал излагает беспорядочно, неуверенно, допускает много речевых ошибок;
- использует технологическое оборудование с нарушением принципов эксплуатации, приводящих к травме; или не имеет знаний и умений по его эксплуатации;
- представляет изделие, не соответствующее теме проекта, нормативным и технологическим требованиям (или не представляет изделие);
- выполняет практическую работу с грубым нарушением требований правил санитарии, гигиены, техники безопасности, приводящим к травмам.
Календарно- тематическое планирование по профессионально-трудовому обучению 6 класс VIII вид.
№ Тема
Дата проведения Количество часов ЗУНЫ Тип урока Вид контроля
Работа с бумагой и картоном.
1 Организация рабочего места. Безопасные приемы работы с ножницами и клеем. 1 Знать и соблюдать безопасные приемы при работе с ножницами и клеем.
Комбинированный Текущий
2-3 Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется, более прочный чем бумага. Толщина. Основные цвета 2 Различать свойства бумаги и картона. Комбинированный Текущий
4 Обводка пакета по шаблону. Резание картона по линиям разметки. 1 Упражнять в работе с клеем.
Комбинированный Текущий
5-6 Обводка деталей аппликации по шаблону. Украшение пакета. 2 Упражняться в работе с шаблоном и ножницами.
Комбинированный Текущий
7-9 Изготовление аппликаций из геометрических фигур. 3 Уметь составлять аппликации по показу. Комбинированный Текущий
Работа с текстильными материалами.
10 Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
1 Соблюдать санитарно-гигиенических требований при работе.
Комбинированный Текущий
11 Применение и назначение ниток, тесьмы, сутажа, тонкой веревки. 1 Знать назначение ниток, тесьмы, сутажа, тонкой веревки. Комбинированный Текущий
12-13-14 Намотка ниток на картон. Связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение. Изготовление стилизованных ягод, фигурок человека, животных. 3 Упражняться в намотке ниток на картон. Учиться приемам связывания, скручивания, плетения. Комбинированный Текущий
Работа с бумагой и картоном.
15-16 Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и ножницами. Сырье из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картонов: переплетный и коробочный картон.
2 Знать и соблюдать правила безопасно работы. Различать сорта картона. Комбинированный Текущий
17-18 Разметка бумаги и картона по шаблону прямоугольной формы. Обводка деталей аппликации по шаблону, вырезание и наклеивание на изделие. 2 Уметь выполнять разметку по шаблону. Владеть ножницами при резании прямым и закругленным линиям. Комбинированный Текущий
19-20-21 Изготовление из картона плоских елочных игрушек в форме стилизованных грибов, овощей, рыб, птиц. Обводка деталей игрушек по шаблону. Склеивание деталей из картона и цветной бумаги.
3 Уметь изменять направление движения ножниц, координировать работу обеих рук при вырезании. Комбинированный Текущий
22-23-24 Изготовление объемной новогодней игрушки «елочка» из плотной бумаги на конусе. Обводка по шаблону полукруга, бахромы елочки. Вырезание по прямым и закругленным линиями, нарезание бахромы. Склеивание деталей елочки. Наклеивание бахромы. 3
Закрепление навыка обводки деталей по шаблону, вырезания по прямым и закругленным линиям.
Уметь склеивать детали объемной формы. Комбинированный Текущий
4.Работа с текстильными материалами.
25 Организация рабочего места. Инструменты, применяемые для работы с тканями. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
1 Знать и соблюдать правила безопасно работы, санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами Комбинированный Текущий
26 Элементарные понятия о видах тканей. Ткани для верхней одежды, белья и вышивки. 1 Различать ткани по назначению, по толщине и по фактуре.
Комбинированный Текущий
27 Свойства тканей: мнутся, разрываются, гладкие, тонкие. Лицевая и изнаночная и сторона ткани. 1 Различать свойства тканей и различать лицевую и изнаночную стороны. Комбинированный Текущий
28-29 Изготовление игольницы из ткани.
2 Уметь вырезать деталь из ткани по прямой линии. Комбинированный Текущий
30-31 Назначение ручных стежков и их виды. Выполнение сметочных стежков справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. 2 Уметь выполнять сметочный стежок. Комбинированный Текущий
32-33 Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. 2 Уметь выполнять кисточку Комбинированный Текущий
34-35 Обводка деталей в форме квадрата по шаблону и раскрой по прямым линиям. 2 Уметь раскраивать деталь квадрата из ткани.
Комбинированный Текущий
36-37 Выполнение вышивки (игольницы) сметочными стежками. 2 Упражнять выполнять сметочный стежок. Комбинированный Текущий
38-39 Соединение деталей прямыми стежками.
2 Соединять детали прямыми стежками. 40 Выворачивание заготовки через оставленное отверстие. Набивка игольницы ватой. Зашивания отверстия игольницы. 1 Учить выворачивать изделие на изнанку, набивать мягкимиКомбинированный Текущий
5.Работа с бумагой и картоном
41 5.1Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и ножницами, иголкой.
1 Знать и соблюдать правила безопасной работы с иглой, клеем и ножницами. Комбинированный Текущий
42 Закладка для книг. Обводка шаблона деталей закладки по прямым и закругленным линиям по картону и цветной бумаги. 1 Уметь обводить по шаблону детали закладки по прямым и закругленным линиям по картону и цветной бумаги. Комбинированный Текущий
43 Резание бумаги и картона по линиям обводки шаблона. 1 Уметь вырезать бумагу и картон по линиям обводки шаблона. Комбинированный Текущий
44-45 Оклеивание заготовки из картона, заготовками из цветной бумаги, с обеих сторон. 2 Упражнять оклеивать картон с обеих сторон. Комбинированный Текущий
46-47 Обводка шаблона деталей для аппликации. Раскрой деталей аппликации. Наклеивание деталей аппликации на закладку. 2 Уметь красиво расположить аппликацию.
Комбинированный Текущий
6.Работа с тканью.
48 6.1Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с тканью. 1 Познакомить со свойствами ткани- осыпание нитей.
Комбинированный Текущий
49-50 6.2Свойства тканей: осыпаемость нитей. Обводка шаблона квадратной формы по изнаночной стороне ткани. Раскрой по прямым линиям. Выполнение бахромы с применением метки контроля ширины бахромы. Отделка аппликации из ткани. 2 Учить складывать ткань угол на угол, завязывать узелки из ткани.
Комбинированный Текущий
51-52-53 Складывание квадрата угол на угол. Завязывание узелков. Изготовление игрушки зайчиха с зайчатами. 3 Познакомить с видом ткани – гладкокрашеные Комбинированный Текущий
54-55-56-57 Виды тканей: гладкокрашеные. Обводка по шаблону и раскрой несложной формы. Аппликация из гладкокрашеной ткани (фрукты, овощи). 4 Упражнять в выполнении аппликаций из гладкокрашеных тканей. Комбинированный Текущий
7. Работа с тканью.
58 Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с тканью. 1 Знать и соблюдать правила безопасной работы с иглой, клеем и ножницами. Комбинированный Текущий
59-60 Виды тканей: гладкокрашеные, с рисунком. Обводка по шаблону и раскрой деталей несложной формы. Аппликации из тканей с рисунком )русская матрешка, бабочка, рыбка). 2 Закреплять знание гладкокрашеные ткани. Комбинированный Текущий
61-62 Обводка шаблона по изнаночной стороне ткани. Вырезание деталей аппликации. Наклеивание деталей аппликации в контур. 2 Познакомиться с видом ткани-с рисунком. Комбинированный Текущий
63-64-65 Аппликации из геометрических фигур (квадрат, овал круг, треугольник) выполняется из гладкокрашеной ткани. 3 Упражнять в обводке шаблона по ткани, вырезать по линии обводки. Уметь распределять детали аппликации в контур. Комбинированный Текущий
66-67-68 Виды тканей: гладкокрашеные с рисунком. Подбор ткани по цвету. Обводка шаблонов по изнаночной стороне ткани. Вырезание геометрических фигур разных форм, размеров и цвета. 3 Различать виды тканей, лицевую и изнаночную сторону ткани. Комбинированный Текущий
69-70 Составление декоративных форм зверей, птиц и др. Наклеивание на основу (тонкий картон). Окончательное оформление аппликации. 2 Упражнять составлять аппликации из геометрических фигур различных форм, размеров и цвета гладкокрашеных и цветных тканей. Комбинированный Текущий