Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе (из опыта работы)



КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе
(из опыта работы)

Выступление подготовила Надыршина З.Р.,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 30
Подольск 2017
СЛАЙДЫ 1-2
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе»
(из опыта работы)
Здоровье наших детей - это политика,
в которой воплотится наше будущее!
Сократ
Одной из основных целей своей педагогической деятельности считаю создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья обучающихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1) рациональная организация учебной деятельности на уроках;
2) применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психо-физиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка;
3) использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации;
4) использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;
5) формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала;
6) организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
7) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Без их применения не обойтись, т.к. на уроке ребенок должен не только получать багаж знаний по предмету, но при этом еще сохранять свое здоровье.
Главный упор, который я делаю на уроке – это рациональная организация урока, использование активных форм и методов обучения. Стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволил отодвинуть утомление и переутомление.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устная и письменная), комментированное письмо, групповая работа, игровые моменты.
СЛАЙД 3-4
Так, на уроке русского языка, при повторении темы «Глагол» предлагаю детям поиграть в игру «Грамматическое домино». Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Работают дети по парам. Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1, а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ». Каждый ответ подтверждается примерами.
Применение творческих технологий, технологий имитации публичных форм общения создают на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости и доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же эти технологии способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески.
СЛАЙД 5-6
  К примеру, на уроках литературы учащиеся с радостью вживаются в образы главных героев басен И.А.Крылова, при изучении рассказа «Чудесный доктор», мной был разработан урок – аналог передачи «Наедине со всеми», где в открытую студию приглашались главные герои рассказа. Часть класса, выступавшие в роли журналистов, готовили вопросы, а часть – войдя в образы действующих лиц, отвечали на них.
Включаю в свою деятельность уроки – проекты (проекты учащихся представлены на стенде (в конце учебного года по традиции учащиеся готовят проекты-презентации любимых книг, прочитанных за год), в преддверии Великой Победы учащиеся презентуют проекты «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», пишут «Письма солдатам в 1941 год»
СЛАЙД 7-8-9
Провожу уроки – творчества (которые служат основой для наших фестивалей, литературно-музыкальных композиций)
На уроках литературы при изучении лирики предлагаю детям не только выразительное чтение наизусть стихотворений, но и музыкальное исполнение, видео-исполнение «Живой рассказ», «Живое чтение»
Перед вами «Живое чтение» стихотворения М.Ю.Лермонтова «Русалка» ученицей 6 «Б» класса Васениной Софьей

Видео 1
Обратной связью с учащимися по итогам уроков становится желание самих учеников «попробовать себя» в поэтическом творчестве, создании собственных стихов.
слайд 10
Павел Владимирский, ученик 6 «Б» класса - победитель конкурса «Юные таланты-2016» в номинации «Литературное творчество» является одним из юных поэтов, писателей, стихи, рассказы которого мы с интересом слушаем, анализируем на уроках, восторгаемся талантом, в этом году мы активно готовим очередной материал для конкурса

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТехнологии, прежде всего использование компьютера, интерактивной доски на уроке.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится:
ИКТ – это инструмент реализации ФГОС. 
Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер
И мне бы хотелось рассказать об электронно-интерактивном пособии, которое я активно начала использовать в своей работе в этом году на уроках русского языка в 5 классе.
СЛАЙД 11
Учебное пособие предназначено для учащихся 5-х-6-х классов. Я владею диском раздела «Морфемика. Словообразование»
Программа создана таким образом , что помимо меня виртуально среди нас находятся мультученики ( от слабого до сильного ученика) и учитель, который объясняет урок, использовав форму диалога, как со своими учениками, так и с моими пятиклассниками.
К примеру, одна из сложных тем в разделе «Морфемика» в 5 классе «Беглые гласные».
И нужно учителю приложить немало усилий для усвоения темы. В этом мне помогает электронно-интерактивное пособие.
Внимание на экран…
Слайд 12
Особое внимание на каждом уроке уделяю физкультминуткам, делаю игровые паузы (в 5-6 классах), зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Например, предлагаю написать головой имя лучшего друга или провожу музыкальную физминутку. Прекрасным средством для физминуток является проговаривание рифмовок, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму.
(провести) Небольшая экскурсия по моим урокам по здоровьесбережению …
(Видео 2 )
На уроке стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни. При изучении темы «Числительное» выполняем упражнения из истории Олимпийских игр, при изучении темы «Наклонение глагола» (6кл) разрабатываем и пишем режим дня школьника, используя глаголы повелительного наклонения. Работаем со спортивными словами при изучении темы «Непроверяемые гласные в корне слова» и «Удвоенные согласные».
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, зож, туризм.
Обязательным этапом с точки зрения здоровьесбережения на уроке является рефлексия. Она помогает обучающимся подвести итог урока, проанализировать собственную деятельность.
Расскажу о двух технологиях рефлексии, мной применяемых. Обычно я их использую в конце урока.
Технология «Рефлексивная мишень»
слайд 13 ориентирована на оценку своей деятельности
Технология «Чемодан. Мясорубка. Корзина» - самоанализ учебного материала слайд 14
Слайд 15-18
Работа по сохранению здоровья учащихся ведется мной активно и во внеурочное время. Мы с моими учениками, начиная с 5 класса, представляем на школьной сцене «Литературно-музыкальные композиции, посвященные Дню Победы, блокаде Ленинграда, к юбилею Н.А.Некрасова в декабре с триумфом прошел Некрасовский фестиваль поэзии «На поклон к великому поэту», который мы решили провести уже на городском уровне 18 апреля ( приглашаем всех), в рамках семинара заместителей по воспитательной работе состоялось открытое внеклассное мероприятие в форме Клуба веселых и находчивых. Учащиеся 6 «А» класса являются членами агитбригады «ЮИД», ежегодно представляющие нашу школу на конкурсе по ПДД и занимающие призовые места.
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.
СЛАЙД 19