Формирование целостного восприятия мира на основе метапредметных связей
Реализация межпредметных связей в учебном процессе на основе
метапредметных программ
В условиях осмысления новых подходов к достижению нового качестваобразования и усовершенствования управления в школе, диктуемых изменившимися условиями ее функционирования и развития, важную роль играет совершенствование профессионализма педагогических работников. Закон РФ «Об образовании» определяет роль школы как базового звена образования с её способностью быстрого и достаточно гибкого реагирования на запросы общества.
В качестве одного из важнейших направлений модернизации образования в условиях школы выступает разработка механизма организации ситуационного управления научно-методической работой, которая бы обеспечивала устойчивое развитие этой системы. Развитие профессиональной компетентности происходит, если педагог осознанно включается в инновационную или экспериментальную работу для решения тех или иных проблем, а значит, он становится – исследователем.
Стремительность перемен в нашем обществе очевидна всем и на этом фоне необходимо правильно выбрать новый виток развития школы. Стабильно являющейся одним из лидеров образования коллектив МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» вновь размышляет: каким будет новый вектор развития школы? Современная система образования подчинена внедрению ФГОС начального общего образования, поэтому НМР школы была подчинена решению этой глобальной задачи. Серьёзность и масштабность работы подчеркивается работой пилотных площадок по внедрению ФГОС в 2011 уч.г., одной из которых является МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ангарска. Основной риск на пути внедрения ФГОС был связан с недостаточной готовностью участников внедрения стандартов к их реализации из-за поверхностного знания сущности стандартов нового поколения, поэтому в течение учебного года проводились серии НМС по изучению ФГОС нового поколения, организовывались научно-методические вставки по новинкам методической литературы, были проведены научно-методические семинары и педсоветы. Была осознана необходимость новых форм изучения методики при отсутствии апробированной модели организации образовательного процесса в условиях ФГОС.
В этих целях в школе проводится ряд мероприятий, направленных на формирование имиджа школы в новых условиях.
В информационном потоке обнаруживаются интересные для коллектива сведения: оказывается, когда будущее неясно, прошлый опыт (мы всегда так делали) не дает возможности построить на его базе точный образ будущего; оказывается, если в организации долго не было перемен, то и развитие будет очень болезненным процессом; оказывается, чтобы организация в условиях внешней нестабильности устойчиво и эффективно развивалась, необходимы постоянные организационные изменения; оказывается, низкий уровень текучести кадров – плохой сигнал; оказывается, прежде чем окончательно принять решение, нужно сформулировать окончательные последствия и предвидеть негативный результат!
Устойчивый рост качества образования, высокий профессионализм педагогического состава, углубленное образование – это отправные точки роста нашего коллектива, но отличительной чертой любого коллектива, нацеленного на повышение качества образовательных услуг и совершенствования процесса профессионального саморазвития, должны соответствовать внутренним и внешним резервам развития как всего коллектива, так и отдельной личности.
Именно этой задаче в школе были посвящены научно-методический совет
«Инновационные технологии и метапредметные результаты современного образования», научно-методические семинары «Требование к условиям организации образовательного процесса, ориентированного на достижение метапредметных результатов», «Подготовка педагогов к составлению метапредметных программ».
В программе семинаров рассматривались вопросы:
современные вызовы образованию;
переход от школы знаний, умений, навыков к школе способностей;
требования к образовательным результатам (предметным, метапредметным, личностным);
образовательные технологии, направленные на развитие способностей детей;
формирование универсальных учебных действий;
метапредметы «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»;
требование к условиям организации образовательного процесса, ориентированного на достижение метапредметных результатов;
моделирование учебных занятий.
В ходе работы рассматривалась проблемная ситуация: Реализация межпредметных связей в учебном процессе на основе метапредметных образовательных программ.
Целью семинаров стала осознанная администрацией необходимость обучения педагогов созданию и внедрению метапредметных программ как способу реализации межпредметных связей и гуманизации школьной среды.
Методической целью семинара являлась активизация НМР посредством развития профессиональной культуры педагога на основе метапредметного исследования.
В ходе работы педагоги ознакомились с требованиями к результатам и структуре освоения образовательных программ; получили представление о необходимости создания метапредметных программ, под которой понимается программа совместной деятельности учителей разных дисциплин, учителей и учащихся, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся. Преимуществами метапрограмм коллектив признал то, что они:
способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.
2. ориентированы на конкретный практический результат — своеобразный «продукт» программы.
3. на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, т. к. их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.
4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью и работающих в неформальной обстановке
Анализ существующей практики показал, что педагоги на 70% готовы в полной мере использовать творческий потенциал как фактор личностно-профессионального становления педагога. Педагогической целесообразностью метапрограмм стало понимание того, что Метапрограмма может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика. Очевидно, что обеспечить системную работу образовательного учреждения можно только в единстве образовательных, воспитательных, профессиональных и методических целей всего коллектива.
Нами была определена гипотеза: разработанная и реализованная программа «Подготовка педагогов к работе по метапредметным программам» будет эффективна, если будет:
— отработано и осуществлено содержание метапредметных программ с педагогами;
— отработана поэтапность реализации метапредметной программы и конкретизировано содержание;
— отработан критериальный аппарат реализации программы.
Необходимость решения этой проблемы заключалась в том, тем, что сегодня наблюдается разный набор программ, и важно определить систему формирования актуализации и развития межпредметных знаний и умений, избежать ненужного дублирования, разночтений и, самое главное, отсутствия системного усвоения их без ссылки на определенный предмет.
Ожидаемым результатом является то, что при описанном подходе к организации методической работы принципиально изменяется содержание деятельности традиционных предметных методических объединений; взаимодействие и сотрудничество в группах будет способствовать созданию положительного микроклимата, установлению атмосферы взаимопомощи, взаимопонимания, будут созданы условия для интеграции и гуманизации школьной среды; возрасте интерес к междисциплинарному общению педагогов.
Сегодня можно подвести предварительные итоги: в результате ситуационного управления НМР коллективом созданы метапрограммы, позволяющие расширить целостное представление современного школьника об окружающем его мире и сформировать собственную траекторию развития и свое место в этом мире.
Экологические вопросы органической химии» Сиягина Т.В.
Английский язык и экология. Шиманова А.А.
Решение задач повышенной сложности
по информатике Трифонова О.Ю.
«Приемы цветовосприятия художественного текста
на основе интеграции содержания предметов
литературы и информатики как фактор развития
творческого мышления школьников» Толмачева М.Г.. Трифонова О.Ю.
«Экологические аспекты здоровья человека» Бондарчук Н.В.,
Сиягина Т.В.
«Музыкальный английский» как средство развития
интеллекта и творческих способностей у детей
младшего школьного возраста Шевченко Е.Г.
Вендерова И.И.
Метапрограмма по математике и физике «Вектор
успеха», Лавренюк Е.Н.,
Либичан Е.Н.
Программа факультативного курса по математике
«Векторы и координаты как аппарат решения
геометрических задач» для 10-1 математических и
профильных классов Чепелева Н.В.,
Шварева Л.В.
Экологические вопросы органической химии Сиягина Т.В.
Технологические приемы мультимедийного
урока» Шевченко Е.Г., Николаева Т.В.,
Таким образом, метапредметные программы являются одним из вариантов построения личностно-ориентированного образования в условиях МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», поскольку способствуют формированию надпредметного характера многих понятий и законов окружающего мира, а также комплексному использованию знаний для познания мира и для решения жизненных вопросов.