Статья по биологии Интегрированное обучение как средство целостного восприятия мира

Интегрированное обучение как средство целостного восприятия мира.
Л.Н.Агафонова, учитель химии и биологии МОУ СОШ
№ 22 станицы Отрадной МО Тихорецкий район
Чему должны обучать в школе? Ответ ясен - знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы все логично, но куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать творчески, не стандартно. И решению этой проблемы, проблемы целостного восприятия мира служит интегративное обучение.
Интеграция содержания (в обучении) – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
-внутрипредметная интеграция понятий, знаний, умений и т.п. Примером является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона. Интеграция этого уровня направлена на «спрессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины.. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного к общему, или от общего к частному.
- межпредметная интеграция - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; Она проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно шире внутрипредметной. Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета.
- транспредметная интеграция –может быть охарактеризована как объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция. Примером транспредметной интеграции могут послужить проектные работы школьников (1).
Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:
объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Положительными сторонами интеграции являются:
Во-первых, интегрированный урок позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения.
Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления, тем самым развивая логичность, гибкость, критичность.
В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения.

Литература:
1. Попова Л. С. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Материалы фестиваля педагогических идей .2010.

Заголовок 1 Заголовок 215