Доклад по химии: Рейтинговая система, как один из методов контроля оценки знаний
Преподаватель химии
Казанского строительного колледжа
Плотникова Тамара Петровна
«Рейтинговая система, как один из методов контроля оценки знаний»
Рейтинговая система, как один из методов контроля учебной деятельности учащихся, имеет целый ряд преимуществ перед традиционной пятибалльной системой оценки:
более объективная оценка, исключающая случайности;
требование ритмичной работы студента в течение семестра (непрерывность контроля);
большой разбег баллов вместо практически четырех оценок
2, 3, 4, 5;
демократический подход к оценке работы студента и полученного результата;
автоматическое разрешение всех конфликтных ситуаций при выводе итоговой оценки;
возможность самоконтроля и самооценки.
Если контроль непрерывный, то максимальный рейтинг по предмету определяется по формуле:
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
N – число часов по учебному плану
13 EMBED Equation.3 1415– число занятий по данному предмету
5 – максимально возможное число баллов за одно занятие
Суммарный максимальный рейтинг за период обучения складывается из максимального рейтинга предметов. А рейтинг предмета складывается из рейтинга темы или разделов. При таком подходе в полной мере учитывается значимость предмета, создается возможность бесконфликтно, практически автоматически решать вопрос о допуске к сессии, к дипломному проектированию. Без труда и объективно выявляется лучший по курсу, по специальности, учебному заведению.
Применение рейтинга позволяет систематизировать процесс изучения дисциплины и контроль знаний, а также дает возможность ранжирования студентов по степени освоения ими всей программы курса, что привносит в процесс обучения элементы состязательности, а значит заинтересованности.
На первом занятии студентам сообщается критерий рейтинговой оценки и заключается договор. Договор может быть заключен с каждым студентом индивидуально или от имени студентов группы договор подписывает староста группы. В договоре прописывается максимальный суммарный балл за курс обучения и шкала аттестации.
оценка «5» – 90 – 100% от максимально возможного количества баллов
оценка «4» – 75 – 89% – – – –
оценка «3» – 60 – 74% – – – –
оценка «2» – ниже 60% – – – –
Зачет выставляется по рейтингу. Если студент не набрал минимального (60%) балла, то он имеет право добрать эти баллы. Возможность добрать баллы предоставляется студентам ежемесячно, после того как выставляется промежуточный рейтинг за месяц (тему, раздел). Для сдачи задолжности по предмету преподаватель назначает дополнительное время.
Если студент набрал 95% от максимально возможного количества баллов, то он освобождается от экзамена с оценкой «отлично».
Если студент набрал 82% от максимально возможного количества баллов, то он освобождается от экзамена с оценкой «хорошо».
Если суммарный балл, набранный студентом за курс обучения, составляет 67%, то он освобождается от экзамена с оценкой «удовлетворительно».
Таким образом, на экзаменационную сессию выходят лишь отстающие студенты или желающие улучшить результат.
Обязательно предусматривается возможность получения дополнительных (поощрительных) баллов. Поощрительные баллы начисляются за:
доклады и сообщения на уроке (до 5 баллов)
участие в работе конференций, открытых мероприятий цикловой комиссии, олимпиадах, конкурсах и т.д. (до 10 баллов)
выполнение стен газеты (до 10 баллов)
выполнение макетов и моделей (до 10 баллов)
выполнение рефератов (до 5 баллов)
активная работа во время урока (до 2 баллов)
Так же предусматривается порядок начисления штрафных баллов. Штрафные баллы начисляются за:
несвоевременную сдачу заданий (до 5 баллов в зависимости от просроченного времени)
отказ от ответа (до 2 баллов)
невыполнение задания (до 10 баллов)
нарушение дисциплины на уроке (до 2 баллов)
Важным фактором рейтингового контроля знаний является регулярность работы студентов по освоению программного материала. Оперативное и гласное отображение результатов снижает влияние случайных факторов на итоговый результат. Функции педагога в рамках рейтинговой системы могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Стимулируется учебно-познавательная активность студентов, что является необходимым условием для формирования знаний, умений и навыков.
Таким образом, рейтинговая оценка знаний обеспечивает комфортные субъект-субъектные отношения педагога и студента в процессе достижения эффективного результата при усвоении знаний и формировании личностных качеств.