Реализация принципов преемственности ФГОС ООО.


Реализация принципов преемственности ФГОС ООО.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком.
Л.С. Выготский
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.. В нашей школе обучение в начальном звене ведется по программе « Гармония». Это- то УМК с использованием  элементов развивающего обучения. Программа интересна и имеет свои особенности преподавания и подачи информации. Особенность нашей школы это – раздельное обучение мальчиков и девочек. Исходя из их психико-физиологических особенностей восприятия, возникает необходимость в выборе разных учебных пособий. Уроки в классах мальчиков и девочек также проводятся по-разному, используются различные методики, технологии, но в основе обучения лежит деятельный подход, позволяющих обеспечить преемственность в обучении и развитии детей, а также сохранить привычную для них структуру и атмосферу урока.
Преемственность — это непрерывный процесс воспитания и обучения.. В основе реализации технологии преемственности между начальной и основной ступенью образования лежат совместных действий педагогов начального и основного звена школы. На данном этапе обеспечение преемственности становится особенно актуальным с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, и напрямую связано с достижением качества современного образования.

Требования ФГОС, в первую очередь, обращены к современному учителю, способному воспитать достойного гражданина страны, владеющего знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными общечеловеческими ценностями.
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и основной не является новым для преподавателей нашей школы. На данном этапе процесс перехода усложняется введением ФГОС в основном звене школы. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС основного звена.
Подготовка к введению ФГОС и преемственности в 5 классе в нашей школе осуществляется планомерно. Используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, семинары, посещение открытых уроков, родительские собрания общешкольные и классные. Все педагоги основной школы прошли курсовую подготовку по введению ФГОС по предметам.
Работа организована по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в основной школе;
работа с учащимися;
работа с родителями;
На уровне методического объединения проводились заседания по следующим темам:
- «Рассмотрение преемственности ФГОС начальная школа – основное звено»;
- «Осуществление диагностического мониторинга в условиях ФГОС в основной школе»;
- «Формы учёта достижений учащихся в рамках ФГОС»;
- «Предметный и метапредметный мониторинг в основной школе»;
По преемственности ФГОС начальная школа – основное звено, было предложено:
- Посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками основной школы, которые будут преподавать в 5 классе;
- Регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
В нашей школе обучение в начальном звене ведется по программе « Гармония». Это- то УМК с использованием  элементов развивающего обучения. Программа интересна и имеет свои особенности преподавания и подачи информации.
Чтобы учащиеся легко, без проблем могли адаптироваться в 5 классе, избежать резкого снижения, успеваемости – необходимо организовать учебный процесс, выработать единые требования к учащимся со стороны педагогов. Для этого учителя - предметники должны познакомиться с программой начальной школы, разработать образовательные программы ФГОС по предметам.
Особенность нашей школы это – раздельное обучение мальчиков и девочек. Исходя из их психико-физиологических особенностей восприятия, возникает необходимость в выборе разных учебных пособий. Поэтому учебники по русскому языку для мальчиков и девочек были закуплены разных авторов. Учебники были выбраны из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования для Общеобразовательных учреждениях.
Уроки в классах мальчиков и девочек также проводятся по-разному, используются различные методики, технологии, но в основе обучения лежит деятельный подход, позволяющих обеспечить преемственность в обучении и развитии детей, а также сохранить привычную для них структуру и атмосферу урока.
Ведущая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам раздельного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.
При раздельном обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
От чего же зависит успешность преемственности в рамках ФГОС? От многих факторов:
От подготовки учителей-предметников для работы с учащимися в рамках ФГОС;
От содержания образования,
От выбора методов, форм и средств обучения,
От соблюдения единых согласованных  педагогических действий и требований,
От создания необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков.
Способы обеспечения преемственности:
преемственность содержания образования
преемственность состава учебных дисциплин
компонент педагогической системы – УЧИТЕЛЬ
  Да, от нас учителей зависит будущее наших учеников. «Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников.» Ш.А. Амонашвили. Необходимо всегда помнить об этом и в центр своей творческой работы на первое место ставить ученика.