Статья Использование современных технологий оценки качества при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.


Использование современных технологий оценки качества при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Престиж школы в современном обществе во многом зависит от результатов качества обученности учащихся. ЕГЭ является одним из основных критериев, по которым оценивают не только работу конкретного учителя, но и школы в целом. Поэтому в нашей школе процессу подготовки учащихся к итоговой аттестации уделяется большое внимание. На протяжении всего учебного года на заседаниях предметных МО, методическом и педагогическом советах анализируются итоги промежуточного контроля, пробных экзаменов, заслушивается прогнозируемый результат.
С 2002 года ЕГЭ по русскому языку в нашей школе стало обязательным. На протяжении нескольких лет работы в старших классах мы стараемся найти эффективные пути и приемы, технологии, способствующие качественной подготовке учащихся к экзаменам, разработать систему мониторинга знаний, умений и навыков.
Уже ни для кого не секрет, что хорошие знания по предмету не всегда залог успеха на экзамене. Ученик должен получить практические навыки применения знаний, умение анализировать свои ошибки, научиться эффективно и качественно выполнять задания с минимальными затратами времени и сил. Чем раньше начнется подготовка, тем больше будет возможности добиться хорошего результата. Начиная с 5 класса, при изучении тем не только объясняем, какие задания по данной теме могут встретиться в КИМах на ЕГЭ, но и проводим тестирование в этом формате.
Чтобы добиться высоких результатов качества обученности, учителю очень важно использовать эффективные образовательные технологии, которые позволяют формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции. Их разработано достаточно много.
При подготовке учащихся к выполнению тестовой части сталкиваемся с большим объемом теоретического материала, который необходимо повторить. Привести учебный материал в систему помогает технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, разработанная В.Ф.Шаталовым. Материал компонуется блоками, что существенно облегчает его восприятие и усвоение. Схемы, таблицы и алгоритмы, составленные в ходе повторения, способствуют развитию аналитических способностей учащихся. Постепенно у них вырабатывается умение самостоятельного составления схем, таблиц, алгоритмов, более удобных для них.
Особое затруднение у учащихся вызывает часть С – написание сочинения – рассуждения. Им сложно определить проблему, выявить позицию автора, подобрать аргументы. Изучив кейс-технологию, мы решили апробировать её и добились неплохих результатов. Кейс-технология – интерактивная технология, в основу которой положена теория проблемного обучения, позволяющая за достаточно короткое время осуществить системную подготовку учащихся к написанию сочинения. В ходе групповой, индивидуальной работы, консультации учителя постепенно собирается кейс с методическими рекомендациями по каждому пункту плана сочинения – рассуждения. Например, в ходе работы над вступлением сочинения по одному и тому же тексту каждая группа учащихся предлагает свой вариант. В итоге составляется презентация «Виды вступлений к сочинению», которую они используют в ходе самостоятельной работы над текстами. «Банк аргументации» дополнялся учащимися на протяжении 10-11 класса в ходе работы над произведениями на уроках литературы, а в этом учебном году ещё и параллельно при подготовке к экзаменационному сочинению по литературе. Также ребята охотно делились друг с другом результатами самостоятельного чтения внепрограммных произведений художественной литературы. Как ни странно, новшество, введенное в этом году (экзаменационное сочинение по литературе), вызвало интерес к чтению произведений. Ребята стали использовать в качестве аргументов не только те произведения, которые изучались в школе.
Кейс-технология помогает научить учащихся конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал, проводить необходимое им количество тренингов. Её преимущество в том, что ученик видит весь объём материала, который необходим по данной теме, осваивает теорию, практику, проводит самостоятельно контроль и видит результаты своего труда. В результате накапливается полный набор учебно-методических материалов, который старшеклассник может использовать для повторения и подготовки к аттестации. Большую помощь в работе нам оказало методическое пособие Т.А.Балясниковой «Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С). 10-11 классы.». Пособие дополнено электронным приложением, на котором представлены презентации и другой материал, позволяющий учителю применять компьютерные технологии, сделать занятия более насыщенными, информативными.
Для того чтобы был постоянный контроль качества подготовки учащихся, каждому учителю необходимо выработать свою систему мониторинга их знаний, умений и навыков.
Отслеживать результаты работы нам помогает тренинговая технология. После повторения и отработки тем учащимся предлагаются тестовые задания. У них появляется возможность проверить свои знания по конкретной теме, самостоятельно выявить свои недочеты, вновь вернуться к теоретическому материалу (схемам, таблицам, алгоритмам, которые составляются в ходе повторения и углубленного изучения темы), отработать свои ошибки, провести при необходимости повторный контроль. Для этого мною накоплен необходимый набор тестов как по отдельным темам, так и КИМов в формате ЕГЭ. У ребят проявляется заинтересованность в том, чтобы устранить собственные пробелы в знаниях. Если что-то не получается, они на индивидуальных консультациях обращаются за помощью к учителю.
Оценивая сочинение – рассуждение, ставлю не только оценку, но и балл, соответственно разработанным критериям оценивания. Такая балльная система оценивания позволяет учащимся отслеживать результаты работы по каждому пункту плана сочинения, речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными ошибками, а учителю простроить дальнейшую работу над этой сложной частью экзамена по русскому языку.
Особенно эффективна и рейтинговая технология. Учащимся всегда интересно, на каком месте они находятся в рейтинговой таблице; это стимулирует их, они стараются работать над улучшением своих результатов, более осознанно подходят к работе над следующим тестом или сочинением. Такой рейтинг составляется после текущего и контрольного диагностирования. Также в ходе самостоятельной работы учащихся с тестами в таблице отмечается не только количество решенных тестов, но и количество набранных баллов. Результаты доводятся до сведения и учащихся, и родителей. Это способствует повышению качества подготовительной работы. Мы заметили, что такие рейтинговые таблицы своих личностных достижений ведут и сами обучающиеся.
Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что система работы по подготовке к ЕГЭ, обеспечивающая участие каждого ученика, его заинтересованность в результатах, система, дающая конкретный алгоритм действий, помогающая простроить эффективный контроль, способствует повышению качества обученности учащихся.