Родительское собрание Поговори со мною, мама
Отдел образования, молодёжной политики и охраны прав детства администрации муниципального района «Ферзиковский район»
МОУ «Авчуринская средняя общеобразовательная школа»
Родительское собрание
в начальных классах
(устный журнал)
Учитель начальных классов:
Демешенкова Е.И.
с. Авчурино
Тема: Ценностное отношение к материнству как единству природного и духовно – нравственного начал (устный журнал)
«Поговори со мною, мама»
Цель:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
оказание помощи в выборе оптимальных путей и способов решения проблемных ситуаций;
изучение воспитательных возможностей семей;
познакомить с педагогическим наследием известных учёных;
расширить понятие материнства как уникального механизма объединения нравственных идеалов
Оборудование: ПК, презентация, рисунки детей, шары, высказывания о воспитании детей (оформление доски), карточки с ситуациями, шары с вопросами, памятки для родителей
Используемая литература: ж. «Начальная школа До и После» №1, 2010 г., ж. «Начальная школа» №2 2009г., №3 1994г., №7,8,10,12 2008г.
З.Некрасова «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти». М.София,2007г; В.С.Мухина «Личность: мифы и реальность. Системный подход». Екатеринбург 2007г; Я.Корчак «Педагогическое наследие», М.1991г.
Подготовительная работа:
анкеты для родителей «Моя семья – моя радость»
анкеты для учащихся «Я и мои родители»
Ход собрания
I. Эпиграф (слайд 1-3)
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
С.Я. Маршак
- Актуальны ли эти строки сейчас? Почему?
- Кто первый помощник и верный друг ребёнка?
II. Сообщение темы и цели собрания (слайд 4, фото мам)
- В канун Международного Женского дня разговор пойдёт о женщине-матери, о вечной хранительнице семейного очага – о Вас.
(слайд 4) Но важно помнить, что в семье оба родителя в ответе за своих детей.
В основе духовного развития ребенка лежит семейное воспитание. Папа и мама в глазах ребенка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего. Главным основанием родительскою авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания автоматически приведет к авторитету помощи. В жизни каждою ребенка бывает мною случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не просит родителей о помощи, потому что не умеет этого делать, но они сами должны помочь ему. Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной.
В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы.
Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что мама и папа отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.
Быть родителем не значит приносить в жертву свою жизнь. Это значит продлять свое детство, расти вместе с ребенком. Дети со своей непосредственностью, детским мышлением могут открыть взрослым новые миры. Присмотритесь к детям, прислушайтесь, и вы поймете, что ребенок это личность, которая требует уважения, любви и принятия.
III. Устный журнал (обсуждение по ходу презентации)
1 страница (слайд 5) Мудрые мысли о материнстве и семье
высказывания:
Михаил Иванович Демков (ж. «До и после» с.19-20) (слайд 6)
«Мать служит представительницей сердечной жизни в семействе, из которого вырастает и сердечная жизнь детей, а поэтому, скорее всего она в состоянии раскрыть её, где она замкнулась, прояснить её, где она затмилась»
М Горький «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» (слайд 7)
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский « Озабоченные дети! Грустные дети! Если и в пору детства нет счастья, когда же оно будет?» (слайд 8)
В. Сухомлинский «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека» (слайд 9)
2 страница. Литературная (слайд 10)
- От матери ребёнок получает свои первые впечатления о мире через колыбельные песни, материнскую поэзию, познаёт родную речь, природу, главные этические заповеди и представления, развивается умственно и духовно.
(предлагается родителям вспомнить колыбельные песни, первые детские стихи)
3 страница. Игра
- А сейчас мы с вами поиграем «в школу». Я – учитель, вы- ученики. Сегодня мы проверим ваши знания по литературному чтению. Ваш тест состоит из пяти заданий: в каждом задании по три ответа, верный ответ отметьте кружком.
Тест
I. Как звали братьев из рассказа А.П. Гайдара, которые с мамой под Новый год поехали к папе в гости?
1. Чип и Дейл
2. Чук и Гек
3. Шура и Петя
II. Назовите автора произведения «Федорино горе»
1. С.Я. Маршак
2. К.И. Чуковский
3. С.В. Михалков
III. Продолжите стихотворение: «Мой весёлый звонкий мяч»
1. Тише, Танечка, не плачь.
2. Ты куда помчался вскачь.
3. Не догнать тебя, хоть плачь.
IV. Какой зверёк, по мнению Э. Успенского родился в густом тропическом лесу?
1. Чебурашка
2. Крошка Енот
3. Вини-Пух
V. Кто сидел под шляпой в рассказе Н.Н. Носова «Живая шляпа»?
1. ёжик
2. щенок
3. котёнок
Проверка: если задание выполнено верно, ставьте «+», если нет «-»
Посчитайте «+», поставьте себе отметку. Теперь и вы знаете, как трудно принимать верные решения, если нет рядом близкого друга, который помог бы в трудную минуту. Таким другом для ребёнка есть и будет всегда его мама.
4 страница. Наша галерея.
На доске портреты мам, которые рисовали дети. Предлагается каждой маме найти свой портрет.
5 страница. Вот какая моя мама. (слайд11)
Дети, как никто другой, умеют ценить доброту. Надо только любить их, верить им, помогать быть добрыми и великодушными. Сейчас и они признаются вам в любви. Вам остаётся только узнать их голоса.
6 страница. Мудрые советы.
Ситуация. Ваш сын, дочь плохо учится, в дневнике замечания, а может, порвал портфель или платье. Что делать, как быть? (варианты ответов родителей)
Совет.
Сядьте на стул напротив ребёнка, посмотрите на него. «Глаза-то мои, и уши торчат как у папы на детских фотографиях, и я во втором классе порвала платье. Господи, а коленки-то поцарапаны! Меня тоже мама ругала в детстве. А вырос-то как: брюки малы и рукава у кофты совсем стали короткие»
(В конвертах лежат карточки с различными ситуациями, родителям предлагается ответить на вопрос Что делать?)
Ситуация 1
В доме один телевизор. По первой программе идёт концерт. Его хочет посмотреть мама. По второй – футбол. Его хочет посмотреть папа. А по третьей программе – мультфильм. Его давно мечтал посмотреть сын. Что делать?
Ситуация 2
Ваш ребёнок приходит с улицы расстроенный и говорит: «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и никто не хочет со мной дружить!» Что делать?
Ситуация 3
В доме гости. Ваш ребёнок ведёт себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он громко говорит: «Ну, когда же все уйдут? Ты обещала со мной погулять!» Что делать?
7 страница. Вопрос – ответ.
Задание: на доске шары с вопросами (красные шары для тех родителей, кто считает, что уверен в себе, и сможет быстро дать ответ, а жёлтые – с более простыми вопросами)
1. Какую телеграмму – пожелание вы отправили бы вашим детям?
2. Какие совместные семейные занятия с ребёнком вы проводите вечером?
3.Следует ли просить прощения у ребёнка, если вы виноваты?
4. Как можно продолжить фразу: «Доброе слово – это душевное тепло»?
5. Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз и делать это в присутствии родственников или посторонних?
6. Продолжите фразу: «Мой ребёнок успешно учится, если я»
Вывод: Прежде чем перевоспитывать своего ребенка, ругать его, ломать его характер, ответьте на вопросы: «Почему я хочу, чтобы ребенок это сделал? Что случится с ним, если он этого не сделает? Что случится со мной, если я не добьюсь этого от него?»
8. страница. Пять проявлений любви.
Гармония в семейном общении достигается через уважение и любовь. Проявить любовь к ребенку можно при помощи пяти проявлений любви. (слайд 12) (предложить родителям самим назвать в чём и как они проявляют любовь к свои детям)
Слова поощрения
Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь во власти языка». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут вам выразить любовь. Ободрять это значит «придавать бодрость, мужество». Ведь бывает, что в той или иной области ребенок чувствует себя неуверенно. Ему не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы он хотел и к чему у него есть способности.
Время
Вместе проводить время это, значит, отдавать кому-то свое внимание. Когда вы сидите рядом на диване и смотрите в телевизор, то вы не вместе: ваше внимание поглощено новостями, а не друг другом. Проводить время вместе по-настоящему, надо выключив телевизор, смотря друг на друга и разговаривая, целиком сосредоточившись на собеседнике. Можно пойти вдвоём на прогулку, вместе пообедать, смотря друг на друга, ведя беседу, отдавая другому частичку жизни. В этом проявляется любовь. Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемым источником радости.
Подарки
Подарки - это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: «Он подумал обо мне» или: «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное - вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке.
Подарки бывают всех цветов и размеров. Одни дорогие, другие ничего не стоят. Бывают подарки, которые нельзя подержать в руках, но иногда они гораздо дороже обычных, ведь ребенку важны вы, ваше присутствие и внимание.
Помощь
Помогать - это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если нас просят о помощи.
Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его - надо научить его самому добывать еду. Так и в общении с ребенком: не решайте за ребенка его проблемы, учите его, как самому решить их.
Прикосновения
Ни для кого не секрет, что прикосновения это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка это, значит, прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его это значит отдалиться.
9 страница. Любить – дар женщины (слайд 13)
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – это чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать ещё с зарёю:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь всей душой.
Э. Асадов
10 страница. Посвящение женщине. (слайд 14-35)
Мама – самое прекрасное слово на земле. О чём мечтает каждая женщина-мать? О счастье своих детей! Быть родителем совсем непросто, это значит приносить в жертву свою жизнь, расти вместе с ребёнком.
Прожит ещё один день, наступает вечер, а вечер – это прекрасное мгновение, когда возникает чувство необыкновенного родства. Поговорите со своими дочками и сыновьями, узнайте их радости и огорчения, поделитесь своими проблемами, дайте нужный совет.
IV. Выводы. Предложения. Рефлексия «Мамины руки» (слайд 36)
- Обведите ладонь. Каждый палец – это ваша позиция.
Большой – тема была важной и интересной;
Указательный – узнала много нового;
Средний – мне было трудно;
Безымянный – мне было комфортно;
Мизинец – для меня было недостаточно информации
- Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание, а дети приносят вам радость и счастье. (родителям можно подарить шары и «Памятки для родителей»)
Анкета для родителей
«Наиболее полноценное воспитание,
как известно, школьно-семейное»
В. Сухомлинский
Моя семья – моя радость
Вы заняты домашними делами, а ваш ребёнок просит уделить ему внимание. Как вы обычно поступаете?
Вы устали и плохо себя чувствуете, а к вашему сыну (дочери) пришли друзья. Что вы скажите?
Достаточно ли времени вы уделяете своему ребёнку?
Часто ли ваш ребёнок просит вас что-то купить? Посильны ли его просьбы для бюджета семьи?
У вас плохое настроение. Отражается ли оно на ваших детях?
Вы заметили, что ваш ребёнок врёт. Как вы поступите?
Вас вызывают в школу, о чём вы узнали из дневника ребёнка. Ваша реакция?
Вам не нравится друг или подруга ребёнка. Будете ли вы как-то влиять на эту дружбу?
Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашего ребёнка. Что для этого нужно?
Ваш ребёнок плохо отзывается об учителях. Как вы поступите?
Желаю успехов в воспитании детей.
Памятка для родителей
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь с проблемами, советуясь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок не будет от вас ничего скрывать.
Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе». Этим вы ничего не добьётесь.
Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: оттого как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам в старости будут относиться ваши дети.
Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
15