Нравственная миссия музыкальной школы в современном обществе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Самара
«Детская музыкальная школа № 22»









Статья на тему:

Нравственная миссия музыкальной школы в современном обществе







Выполнила: преподаватель
теоретических дисциплин
Кривенко Ольга Юрьевна













Самара, 2014
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного»
древнегреческий философ Платон
Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множество других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи музыкальной школы.
Сегодня жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены современной социально-культурной ситуацией: ученые констатируют обесценивание знаний и властвование примитивного материального богатства. Потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственной концепции в поиске основ духовной культуры очевидна.
На сегодняшний день, в связи со сложившейся обстановкой в мире остро стоит проблема формирования и развития духовно-нравственного восприятия у подрастающего поколения.
Слово «современность» используется для характеристики своего времени и своей жизни в противопоставление всему, что было раньше, то есть истории, как таковой. Мы стали свидетелями того, что, отрываясь от своих русских корней, погружает себя в бездну самоуничтожения.
В большей степени, на мой взгляд, это следствие того, что общество неправильно расставило приоритеты в своих ценностях, не понимая важности и значимости мирового наследия, как искусства, так и истории в целом.
Детская агрессия сегодня выросла до критических отметок. Но нужно помнить, что происходящее с детьми это зеркальное отражение процессов, происходящих в обществе. Педагоги и родители должны развивать душу ребенка, формировать в нем любовь, сопереживание, недопустимость насилия. Сейчас (с экранов телевизоров, с компьютерных мониторов) насаждается установка - «прав тот, кто сильнее». Если взрослые фильтруют этот посыл, пропуская его сквозь призму своего образования и жизненного опыта, то дети воспринимают его буквально, как руководство к действию.
Но нравственное и духовное чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воспитания, начиная с самого младшего школьного возраста.
Именно музыкальное учреждение призвано правильно формировать у детей первые представления об окружающем мире.
В концепции музыкального образования подчеркивается необходимость в миссии.
В нашем учреждении духовно-нравственной позиции уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости.
Одна из важнейших задач художественного образования это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его качеств, нравственных идеалов. Музыка не может прямо перенести нравственность в душу человека, а педагог должен помочь разбудить дремлющие в человеке нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым и умеющим сопереживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, истину, силу духа, ценность жизни. Музыка является носителем ценности, объектом познания, а ученик субъектом, постигающим мир музыкально-художественных ценностей.
Особая роль в духовно-нравственном становлении ребенка принадлежит музыке. Основной целью нравственной миссии является ориентация обучающихся на ценности культуры нашего отечества, формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России. Необходимо прививать детям чувство гордости за свое отечество, воспитывать уважение к родному языку, истории и культуре своей Родины, народным традициям, природе своей страны, своего края, способствовать развитию самосознания и активной гражданской позиции.
Кому же, как не нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир добра и любви. С этими добродетелями мы можем взывать к их сознанию. Это нужно нам, педагогам, ведь педагог это прежде всего духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Именно музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Духовно-нравственное воспитание музыкой это умение. Педагог стремится воспитать музыкальную культуру и привить интерес к искусству средствами музыки, донеся до обучающихся нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него.
Музыка звучит на всех предметах в музыкальной школе. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет представления детей об окружающем мире.
Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры свойственна нравственно и эстетически воспитанному человеку.
Одной из наиболее эффективных форм работы нравственной миссии является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды деятельности детей школьного возраста. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, доброты, грусти, нежности находят такое же отношение и к образам реальности.
Важную роль в каждом мероприятии играет тщательно отобранный репертуар для слушания и исполнения. Наряду с шедеврами мировой классики, представлены также народные песни.
Ознакомление учащихся с лучшими образцами русской классики способствуют развитию эстетических представлений, формирует музыкальный вкус.
В нашей школе существует музыкальный лекторий под названием «Музыкальная гостиная». Темы бесед самые разнообразные: о жизни и творчестве русских композиторов, тематические вечера и народные праздники.
Слушая произведения Чайковского, каждый человек находит в них что-то родное, дорогое и сокровенное. Музыке Чайковского свойственны простота и доступность, каждое его произведение несет печать высокого профессионализма и художественного мастерства, которые Чайковский совершенствовал всю свою жизнь.
Музыка Чайковского развивается очень естественно, поэтому она легко воспринимается и запоминается все его произведения высокодуховного содержания, раскрывающие перед ребенком мир прекрасного, нравственного.
Мероприятия на военную тематику это особая атмосфера, создаваемая педагогами и учениками и присутствующими гостями-ветеранами.
Героизм людей в годы Великой Отечественной войны яркая страница истории, о которой нельзя забывать. С огромным удовольствием ребята исполняют и слушают музыку того времени и учатся помнить историческое прошлое.
Огромная роль в воспитательно-учебном процессе отводится вокальному жанру. Кюи говорил, что при соединении слова с музыкой одно дополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово полную определенность. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой, довести ее до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.
В этой работе хотелось бы рассмотреть особенности нравственной миссии.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально.
Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках в музыкальной школе, что «вживляли» в образовательном процессе и внеклассной работе, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.
«Музыка источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи» Сюньцзы

15