Классный час В каждом человеке солнце (7 класс)
4841240-464820Классный час
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» /Сократ
Цели:
Через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание и углубить представление детей об общечеловеческих ценностях (доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота, бескорыстие, порядочность…), которые проявляются в отношениях с другими людьми.
Побуждать детей к анализу и самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов, самораскрытию.
Реализовывать требования ФГОС по формированию основных метапредметных компетенций у школьников (анализ своей познавательной деятельности и управление ею)
Реализовывать требования ФГОС по формированию коммуникативного и нравственного потенциала личности учащегося
Форма: Интерактивный классный час, фронтальный диалог с детьми, индивидуальная работа, работа в группах, межпредметные связи.
Оборудование – мультимедийная презентация, песня «Дорога Добра»(сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.), фаблоны «солнца» разного цвета для индивидуальной и групповой работы, ручки, фломастеры, мел, доска.Д/З: «Я - «Солнце»».В каждом из нас живет своё «Солнце»». У всех оно разное по размеру, форме, цвету. Но у каждого солнышка есть свое лицо. Какое оно? Может быть, оно смеется или улыбается, а может быть, грустит. Нарисуйте свое солнышко, пишите добрые качества, благодаря которым, как вам кажется, вы интересны, привлекательны для других.
(Оформляется стенд перед кл. часом)
Ход классного часа.
1. Организационный момент
Формирование групп (4 группы по 6-7 человек): детям предлагается выбрать «солнце» понравившегося цвета и сесть за стол, табличка солнца такого же цвета (желтый, оранжевый, салатовый, голубой). (Слайд 1)
2. Вступительное слово кл.руководителя:
Кл. Ребята, заходя в класс, вы выбирали картинку солнышка. Солнце видите на свох столах. Вы, наверно, уже догадались, солнце сегодня будет символом классного часа.(Слайд 2)
Оно является центром нашей Солнечной системы. О воздействии солнца на Землю люди догадывались еще в глубокой древности. Как только на горизонте появляется Солнце, на Земле пробуждается жизнь. И эта жизнь никак не может обойтись без Солнца - источника всего живого на нашей планете, источника света и тепла.
С древнейших времён солнце притягивало взгляды и мысли людей. Оно обожествлялось, было объектом поклонения. В результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. О нем сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, сравнивали любимых («милая моя, солнышко лесное…»). Чтобы выразить восхищение человеком или его творением обращались к образу солнца.
Посмотрите на слайд. (Слайд 3)
Вам известно высказывание В.Белинского об А.С. Пушкине, - «Солнце русской поэзии». А А. Рубинштейн так писал о великом Моцарте - «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт».
А кому известно имя Сократа? Кем он был?
Сократ - великий древнегреческий философ, который жил 2,5 тысячи лет назад. Он первый перешел в философии от рассмотрения природы, к рассмотрению человека, к пониманию человеческой личности. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них:
«В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 4)
Это и есть тема нашего классного часа.
Ваша сегодняшняя задача: (Слайд 5)
- внимательно прочитать и осмыслить афоризм, принадлежащий Сократу,
- составить своё представление о том, что такое солнце в человеке,
- и понять, как может человек дарить окружающим тепло и свет.
3.Ассоциативный круг «Солнце - это…».
- Кл.: Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, ответьте на вопрос: «Какой образ является ключевым в высказавании Сократа?»
«Солнце»
- Взгляните на слайд - «солнце - это»! (Слайд 6)
Солнце — монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.(читает ученик)
- Кл.: Как вы поняли эти слова?(для каждого свой смысл в этом слове)
Фронтально.
- Я хочу, чтобы вы поработали с образом и собрали круг своих ассоциаций к слову «солнце». Это могут быть любые слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, словосочетания, поэтические и художественные образы).
(по одной ассоциации по кругу).
- Мы услышали, что ассоциативный круг может бытьочень широким и разнообразным. (Весна, тепло, светить, согревать, свет, закат, жизнь). (Слайд 7)
- Кл.: Теперь сформулируйте свой ответ на вопрос: «Почему ключевым образом в высказавании Сократа является солнце?» - Центральным образом высказывания Сократа выбрано солнце, так как солнце даёт тепло, свет и каждому человеку, и всему миру.
4. Синквейн к слову «Солнце»:
В группах.
- Кл.: - Продолжим нашу работу: на основании своих ассоциаций составьте синквейн к слову «Солнце»:(Слайд 8)
Записать одно существительное.
Записать два прилагательных к нему.
Записать три глагола.
Из четырех слов написать фразу.
Одно слово – суть предмета.
(Пишут на «солнце». Заслушиваются 4 синквейна. «Солнца» вывешиваются на доску). - Ваши синквейны разные, но становится понятно, как много смысла в одном только слове «Солнце».
5. Портрет «человека, в котором солнце»
- Кл.: Благодаря солнцу живет все живое на Земле, солнце дарит всем тепло и свет. Солнце – добро.
- А о каком солнце в человеке говорит Сократ?
- Может ли человек быть похожим на солнце?
- Как может человек дарить окружающим тепло и свет?
- Какими качествами должен обладать этот человек?
В группах.
- Кл.: Составьте портрет «человека, в котором солнце»(Слайд 9)
- У вас на плакатах изображено солнце с лучами. Напишите на каждом лучике человеческое качеством, которое действительно может согреть другого человека.
(на плакатах на лучах солнца записывают черты «солнечного» человека, потом озвучиваются. Вывешиваются на доску.
«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. В. Гюго (Слайд 10)
- Кл. «Солнце человеческое»- это его душа, или его доброе отношение к другим людям.(Слайд 11)
Солнечные люди, на Земле бывают,
Солнечные люди, солнце отражают.
Им с душой открытой, нелегко живётся,
Счастливы те в жизни, кто к ним прикоснётся.
Внешностью не ярки, очень неприметны,
Дарят нам подарки, как-то незаметно.
Светлые их души, дарят нам тепло,
Солнечные люди, как от них светло!!!(читает ученик)
- Кл. А на что или на кого обращены замечательные качества «солнечного» человека? (Ответы учеников)
6. Упражнение «25 способов как сказать другому «Молодец».
- Кл.: Человеческие, наши с вами, положительные качества только тогда имеют смысл, когда направлены и на нас самих, и на других — тех, кто живёт рядом с нами». Сей час у вас будет возможность продемонстрировать своё доброе отношение к другим людям. Какими словами ты мог бы подбодрить, поддержать человека, одобрив его действия?
В группах.
Как сказать другими словами «Молодец»? (Слайд 12)
(1 мин на работу, затем взялись за руки и по очереди, не повторяясь по 1 слову от группы….)
Чудесно! Мастерски! Удивительно! Это просто праздник! Незабываемо! Удивительно! Высший класс! Необыкновенно! Так держать! 5 способов как сказать детям «Молодец» Чудесно! Мастерски! Удивительно! Это просто праздник! Незабываемо! Удивительно! Высший класс! Необыкновенно! Так держать! Профессионально! Знай наших! Великолепно! Я тобой горжусь! Сногсшибательно! Очень хорошо! Прекрасно! Отлично! Здорово!
- Кл.: Молодцы!!! Добрых слов много. Как говорит азерб. пословица: «Солнце своего света никому не жалеет».
7. «Светить всегда, светить везде …»
КЛ. - В.В.Маяковский писал: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»(Слайд 13)
- Я уверена, что каждый из вас сможет найти в себе «свой солнечный свет». Напишите на своих плакатиках, к чему или кому обращено тепло и свет вашей души, (записывают на своём «солнце»)
Обсуждение.
Варианты ответов:
Я свечу своим добром и веселым характером.
Я умею прощать и не быть злопамятным.
Я умею и люблю петь, это радует других.
Я выращиваю цветы.
Я учусь рисовать и вышивать.
8. Цитаты.
- Прочитайте высказывания со слайда (Слайд 14)
- «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». М. Пришвин
- «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь».
М. Горький
(читают 2 ученика)
- Ачто нужно для того, чтобы вас окружали люди добрые, заботливые, отзывчивые, милосердные, искренние, улыбчивые, талантливые, дарящие вам тепло своей души….? (Ответы учеников)9. Мудрые мысли.
- КЛ. К образу солнца обращались многие писатели, поэты, мыслители.
- Чьи высказывания уже сегодня звучали?
(Ответы учеников - Сократ, В. Гюго, М. Горький, М.Пришви),
А сейчас я предлагаю вашему вниманию ещё одно высказывание.
Задание: Соберите высказывание из «Пазлов». Прочитайте его.
(Собирают пазлы с высказыванием) (Слайд 15)
«Удивительно, что может сделать один луч солнца
с душой человека». Ф.М.Достоевский
«Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность».
Андрей Белый
«Солнце одинаково проникает во дворцы и в сточные канавы, однако последние нисколько не оскверняют его». Фр. Бэкон.
«Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять».
Владимир Солоухин
Обсуждение - как понимаешь).
10.Игра «Солнечный круг»
- Кл.: В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом.
Слышали такие слова: «Адресованная другу ходит песенка по кругу, потому что круглая земля»? А у нас сегодня «Адресованное другу ходит солнышко по кругу, потому что круглая земля…»
В группах.
- Ученики получают задание: (Слайд 16)
«Ребята, посмотрите друг на друга. На шаблоне солнышка напишите своё имя и передайте своё солнце соседу, по часовой стрелке, так, как идёт Солнце. Получив от соседа солнышко, вы должны вспомнить хорошее, доброе качество того человека, кому это солнце принадлежит, и написать это качество на одном из лучей. Это может быть какой-либо талант, а может быть личностное качество: трудолюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь. Вы также можете написать и о внешних привлекательных чертах человека: доброй искренней улыбке, красивой причёске, умении одеваться со вкусом. Но помните об условии: перечисленные вами качества не должны повторяться на одном солнышке дважды».
(Ученики передают шаблоны по кругу до тех пор, пока шаблон каждого не вернётся к нему).
- Кл.: «Прочтите, о каких хороших качествах написали Ваши одноклассники. На незаполненных лучиках допишите те качества, которыми Вы обладаете, но о них не написано. Теперь зачитаем вслух, что у нас получилось».
Пустьэто солнышко останется у вас и станет вам памяткой, символом доброты, и если наступит «тяжёлый момент» в вашей жизни, вспомни о своём «солнышке».
11. Заключение.
Кл.- Какие выводы вы можете сделать по итогам нашего классного часа?
- в каждом человеке есть хорошие качества
- не надо бояться их показывать, т.к. другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны
- когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же
- мы сами даём выход своим добрым качествам, и только ДАРЯ их другим, как Солнце, мы получаем все больше Света от всего, что вокруг нас
- у каждого - свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям
Кл.- Каждый из вас смог найти в себе и своих друзьях «солнце», «добро и свет». Посмотрите на доску - мы сложили все эти солнышки вместе, и у нас получилось большое и яркое солнце нашего класса! В нём много в нём доброты, света, талантов и красоты! Такое солнце может многих согреть теплом ваших душ, вашим «светом».
Я надеюсь, что вы:
поняли, что в каждом человеке есть солнце,
нашли солнце в себе,
осознали какие качества помогают вашему солнышку светить,
сможете разглядеть солнечный свет в других.
Я вам желаю унести в своем сердце частичку солнца, которая будет светить на протяжении всей вашей жизни через добрые дела и внимательное отношение к окружающим. Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно, теперь вы и сами знаете, а о том, что вам помогает, а что мешает открывать «свой свет», поговорим на следующем кл.часе.
На память о нашей встрече у каждого из вас осталось своё солнце, которое будет напоминать, как важно быть человеком, в котором есть «солнце», дарить другим своё тепло и свет и преодолевать те препятствия, которые вам мешают открывать «свой свет». А хочу вам подарить ещё две притчи про солнце («Дану и Зайчонок» и "Спор ветра с солнцем"). Почитайте и подумайте над её смыслом.
Если тепло и светОчень нужны тебе,Дам я тебе совет:СОЛНЦЕ ИЩИ В СЕБЕ!!!
(Слайд 17)
12. На уход детей из класса включить фонограмму.
Звучит фонограмма песни «Дорога Добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.)(Слайд 18)
1. Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету белому Отправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом.Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Забудь свои заботы,Падения и взлёты.Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо.Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!3. Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что эта жизньНе детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласныйИди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!