Статья Использование современных педтехнологий на уроках истории и обществознания
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания - как фактор получения нового качества знаний учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Учитель истории МБОУ СОШ № 4 г.Морозовска Ростовской области Боденкова Г.М.
Теоретической базой при подготовке данного выступления мне послужили как исследования педагогов по данной теме, так и собственный опыт педагогической практики. Большую помощь оказали исследования педагога Г. К. Селевко, уделяющего большое внимание изучению и систематизации огромного числа современных новаторских методик преподавания предметов естественного и гуманитарного цикла; работы Г. В. Партицкой, посвящённые внедрению игровых методов работы в начальной и средней школе; А. В. Хуторского, описавшего в своей книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения » различные методологические системы и конкретные методы и формы обучения. Также я использовал материалы, размещённые на различных сайтах в интернете.
Замечательный педагог Г.К. Селевко провел анализ, сгруппировал и описал более 50 педагогических технологий. Как основные и наиболее часто применяемые он выделяет следующие из них:1. Технологии основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология );
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.);
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии);
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования).
Само слово «технология» происходит от греческих слов – «искусство, мастерство» и «учение». Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». В научном понимании и употреблении термина существуют разночтения.
Если учесть мнение мировой педагогической общественности, то согласно определению ЮНЕСКО под педагогической технологией понимается системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Познакомившись с материалами некоторых специалистов по данной проблеме, можно выделить некоторые, характерные для современной педагогической технологии, особенности:
1. Ориентация на личность учащегося и его запросы;
2. Емкость и точность в подаче материала;
3. Гибкость и готовность меняться сообразно изменяющимся условиям, то есть готовность к инновациям;
4. Эффективность по получаемым результатам;
5. Способность заинтересовать и увлечь;
6. Умение пользоваться современными информационными технологиями.
Выделенные особенности современных педагогических технологий не многим отличаются от принципов, применяемых ещё в советской школе, характерны они и для педагогического опыта прошлого европейских стран. Действительно, из нового можно отметить, пожалуй, лишь применение новых информационных технологий, без которых современный образовательный процесс вряд ли возможен. На мой взгляд, речь тут должна идти об изменении и усовершенствовании уже имеющегося в арсенале учителя применительно к новой ситуации. Современное всё то, что интересно сегодня и даёт результат.
Хочу остановиться на некоторых технологиях, которые применяю в своей работе с учащимися.
Технология проблемного обучения. Данная технология хороша для активизации познавательной деятельности учащихся 10-11 классов. Старшие школьники изучают историю на более глубоком уровне, и проблемный подход позволяет это сделать более эффективно.
На мой взгляд, проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Обычно в таком случае и согласуясь с рекомендациями А. В. Хуторского, я делю свой урок на четыре этапа:
1)постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации (Русское дворянство в начале 19 века крайне негативно воспринимало идею политического союза с Францией. Вместе с тем Александр I, будучи выразителем интересов русского дворянства, в 1907 году пошёл на заключение Тильзитского мира);2)выдвижение гипотезы по решению проблемной ситуации (Союз с Наполеоном отвечал экономическим интересам России или Поражение России при Аустерлице и состояние её армии делали войну с Францией на том этапе невозможной);
3)поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала (изучение литературы и источников, систематизация накопленного материала в защиту той или иной точки зрения, выдвижение новых гипотез, подготовка к защите своей гипотезы);
4) дискуссия. Аргументированные выступления, синтез гипотез, обобщение, выводы.
Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью современного исторического образования, на это есть ряд причин:
1)в современной исторической науке продолжаются дискуссии по ряду проблем, так нет единства по вопросу формирования Киевского государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I. , альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. Такие вопросы встречаются в материалах ЕГЭ практически повсеместно.2)применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучавшегося в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников.
Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:
1)проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления). Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907 гг.», я предлагаю школьникам следующее задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи, определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской революции».
2) создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагаю детям принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую перед классом проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности?».
При организации проблемной ситуации я использую следующие приемы:
1) знакомлю детей с предположением о том, что событие развивалось иначе (высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот в оценке событий, например, «превентивный удар СССР»...);
2) указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события ( личность Ивана Калиты);
3) показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР).
Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» я формулирую проблемное задание: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной». Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.
Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:
1) отбор самых актуальных, сущностных задач;
2) определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
3) проблемное изложение;
4) эвристическая беседа;
5) проблемная демонстрация видеофрагментов;
6)построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств.
Используя данную технологию в старшей школе, я в основном применяю её при подготовке учащихся к ЕГЭ. Как правило, я раздаю учащимся несколько документов, где высказываются различные точки зрения на определённые события или даётся оценка исторических личностей. Детям нужно выбрать одну из точек зрения и аргументировать фактами правоту автора. Как правило, предлагаю привести в защиту своей точки зрения не менее трёх аргументов. Затем, учащиеся выбирают документ, противоречащий их первоначальному мнению, и пытаются защитить точку зрения уже другого автора. Моя практика показала, что использование данного метода даёт хороший результат на экзаменах, особенно при решении задания С5.
Существенным недостатком данной технологии является большое количество времени, необходимого для её полной и успешной реализации. Поэтому я в основном использую проблемный метод на уроках в сравнительно сильных классах.
Ещё одна современная технология, применяемая мной на уроках - игровая. На мой взгляд, учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т.е. всё его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. Поэтому я использую данную технологию на уроках в 5-7 классах, где дети обладают большой подвижностью и быстро устают от однообразной учебной деятельности. В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов, рекомендованных в работе Г. В. Партицкой :1)постановка учебной задачи;
2)решение поставленной задачи;
3) контроль;
4)проверка знаний.
При этом выделяю следующие требования к организации игр в процессе обучения:
1) игра должна быть увлекательна и интересна;
2) игра должна вызывать у ребёнка только положительные эмоции;
3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;
4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;
5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;
6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.
7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.
По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты.
Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Часто дети, увлекаясь игрой, трудно перестраиваются на другие формы работы, также поддерживать дисциплину младших школьников, используя данный метод, достаточно проблематично.
В заключении расскажу об использовании информационных технологий на своих уроках. Мой опыт работы показывает, что у учеников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя истории и обществознания в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатике, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому проводить уроки, позволяют мне и детям использовать самые различные источники информации: текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет школьникам быть более подготовленными к уроку.
Я со своими учащимися работаю с мультимедийным учебно-методическим комплексом «История Отечества. 882 – 1917», с учебным электронным изданием «Отечественная история до начала XX века», с библиотекой электронных наглядных пособий «История России XVII – XIX веков», с электронным приложением к учебнику обществознания 5 класса Кравченко А.И., с учебным электронным изданием «Экспресс-подготовка к экзамену .Все предметы.» С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения.
В своей практике использую решение с детьми разного рода тестов с помощью компьютера. Особенно хорошо при данной форме работы помогает «мобильный компьютерный класс». Тематические тесты готовлю с помощью программы «Конструктор тестов. Работа учащихся с тестами, самопроверка, работа над ошибками с использованием теоретического материала (папки, электронные пособия) дают неплохие результаты.
Использование интерактивной доски также эффективно при решении образовательных задач, подготовке к ГИА и ЕГЭ.
К положительным сторонам применения информационных технологий в преподавании истории и обществознания можно отнести:
1)хорошее развитие познавательных навыков учащихся;
2)формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
3)формирование умения увидеть и сформулировать проблему.
В результате дети овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию» современного школьника.
Также в своей работе я использую и другие технологии, позволяющие мне решить основные задачи, стоящие сегодня перед современным российским учителем.
Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ учащимися 11 класса МБОУ СОШ №4:
Учебный год предмет Средний балл
2013-2014 история 38
обществознание 46
2014-2015 история 69
обществознание 53