Конспект урока-диспута Что такое дружба
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №51 города Краснодара
Диспут
«Что такое дружба?»
Автор: Классный руководитель 3 «Д» класса
Еременко А. С.
Краснодар 2015Цель: учить детей ценить дружбу.Задачи:
1.Выявить представления детей о том, что такое дружба.
2.Определить, каким должен быть настоящий друг;
3. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности учащихся.
4. Развивать умения детей общаться, вести рассуждение.
5. Учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;
Ход диспута.
1. Организационный момент.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Думаю, что к теме нашего занятия подойдет эта всем известная песня. Давайте вместе споем песню “Настоящий друг” и подумаем, о чем мы будем говорить на нашем занятии.(Звучит фонограмма песни “Настоящий друг” Дети поют. У каждого листок со словами песни). Слайд 2
Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг.Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,Вот что значит настоящий верный друг.Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,Вот что значит настоящий верный друг.Мы поссоримся и помиримся,"Не разлить водой" - шутят все вокруг.В полдень или в полночь друг придет на помощь,Вот что значит настоящий верный друг.В полдень или в полночь друг придет на помощь,Вот что значит настоящий верный друг.Друг всегда меня сможет выручить,Если что-нибудь приключится вдруг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.
Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего занятия?
Слайд 1
Правильно, сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Выясним, каким должен быть настоящий друг, постараемся сформулировать правила дружбы.
Слайд 3
Друг - это тот, кто…
( Ребята по очереди высказываются, кто такой, по их мнению, друг, и кого они считают своими друзьями.)
Слайд 4
Вопросы для дальнейшего обсуждения:
1. Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?
2. Как она проявляется?
3. Настоящий друг. Какой он?
4. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
5. Что значит дружить хорошо?
Воспитатель: О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и ученые.
Слайд 5
Философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Слайд 6:
В словаре В.И.Даля мы найдём такие слова: « Дружба - бескорыстная стойкая приязнь». Ребята, как вы понимаете эти слова? В.И.Даль в своём определении дружбы на первое место ставит бескорыстие. Это значит, что ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, подарил, одолжил и т.д., не потому, что тебе это выгодно.
Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друзей за «красивые глаза». Умеет человек красиво и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
2.Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Детям предлагается рассказ).
«Диму пригласил его любимый друг Артём на день рождения. Дима очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?». (Дети высказывают свою точки зрения , высказывания анализируются).
Воспитатель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба.
3. Чтение стихотворения А. Барто «Требуется друг»
Воспитатель: Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”. Подумайте, почему героине стихотворения было сложно найти друга?
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.Все пятерки до одной у Светловой Нади.Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать!”А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”Не вставать же на колени уговаривать подруг.Напишу я объявление: “Срочно требуется друг”.
4.Беседа по прочитанному наизусть стихотворению.
Слайд 7-8
1. Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?2.А почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?3.Почему героине так трудно было найти друга?4.По какому принципу девочка выбирала себе друзей?
5.Можно ли назвать таких друзей настоящими?
5. Чтение рассказа И. Турчина «Дружба».
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.
- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных?
- Давай, согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину.
-Пожар! Пожар! — кричит.
Подбежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Серёжа заслонил машину от ребят.
-Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Серёжа.
- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, - согласился Боря.
Стали они играть. Пришёл Вася.
-И меня примите.
- Не примем, - сказал Серёжа.
- Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
-То - вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
1.. Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю?
2.Умеет ли Серёжа дружить?
6. Обсуждение понятий «друг», «приятель», «товарищ».
Слайд 9
Воспитатель: Вы часто слышите слова «друг», «товарищ», «приятель» Как вы понимаете каждое из этих слов, чем они похожи и чем различаются?
7.Работа в группах.
Слайд 10: 1) Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Проводится игра «Ромашка».
Каждой группе раздаётся по несколько лепестков. На каждом из них ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
Затем результаты зачитываются и прикрепляются к серединке ромашки.
2) Каждой группе даётся по пословице. Нужно объяснить её смысл.
Слайд 11:
Без беды друга не узнаешь.
Друг познаётся в беде.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия?
2.Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
3.Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
4.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
5.Твой друг украл у одноклассника деньги. Ты об этом знаешь. Как ты поступишь?
6.Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
7. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
8. Вы с другом поссорились. Твои действия.
9. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
а) отличника;
б) хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;
в) тебе всё равно как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Принятие законов дружбы.
Слайд 12
Воспитатель: 1. Как вы думаете, почему распадается дружба?
2.По каким причинам это происходит чаще всего?
3. Как сохранить дружбу?
Воспитатель: Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.
Слайд 13-151. доверять другу;
2.делиться новостями, успехами или неудачами;
3.уметь хранить чужие тайны;
4.радоваться вместе с другом его успехам;
5.предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6.стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
7.защищать друга;
8.не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9.уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя;
10.всегда выполнять свои обещания.
Слайд 16
10.Обсуждение законов. Слайд 16: 1. Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
Слайд 17:
2. Какое правило тебе кажется самым легким?3. Какое правило тебе кажется самым сложным?
Слайд 18:
11. Вывод
Воспитатель: Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям?
Другу ты отдать сумей
Всё тепло души своей.
Всё отдал – богаче стал.
Что сберёг – то потерял.
Лишь тот не на год – на век богат,
Кто дружбу хранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда.
Кто дружбу пронесёт через года.
Дружба – дело нелегкое. Нужно быть искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.
Слайд 19:
Запомните!
Дружба – крепкая верёвка.
И если раз её порвёшь,
Всё равно не свяжешь ловко,
Узел в ней всегда найдёшь.