Урок Редкие и исчезающие птицы Хакасии 
                                МБОУ Средняя общеобразовательная школа п.Аскиз
                          учитель биологии Псарева Наталья Викторовна (1 категория)
         Редкие и исчезающие виды птиц Хакасии.
Тип урока: обобщение и совершенствование знаний  (информационно-познавательная игра).
 Цель: обобщение и углубление знаний о жизнедеятельности, взаимоотношения птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека.
Задачи: 
 -  научить самостоятельной работе с информационными источниками, овладевая дополнительными знаниями по заданной теме;
- расширить и углубить знания учащихся о видах птиц;
- формировать целесообразность бережного отношения к природе; 
- познакомить учащихся с редкими видами птиц и птицами, находящимися под охраной в заповеднике «Хакасский»;
-развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к биологии.
Оборудование:  стенд c информацией о заповеднике «Хакасский», иллюстрации и таблицы редких и исчезающих видов птиц
Учащиеся делятся на 3 команды, заранее продумывают название, девиз и листовку-призыв к защите птиц. Жюри (трое) из числа учащихся.                                        
Ход урока:
1.  Организационный  момент (3 минуты).
2.  Каждая команда представляет себя, в течение 2-3 минут.
      3.Работа в группах.   Учащимся предлагаю из перечня  птиц, обитающих в Хакасии,    приготовить небольшие рассказы с описанием внешних особенностей и образа жизни.
Серый гусь,  Дрофа, Скопа, Стерх, Журавль красавка, Степной орел, Сокол-сапсан 
4.   Отгадай загадки:
- Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать свой корм. Он клювом выкапывает личинки из земли).
- Почему перелетные птицы весной спешат, а осенью не спешат? (Весной перелетные птицы летят вить гнезда, поэтому они спешат. Осенью на юг их гонит голод).
 - Какое дерево поит дятла? (Береза. Весной, когда она «просыпается», по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок. Дятел пробьет в стволе дырочку и пьет сок из дерева как из бутылки).
- Кто носом деревья сажает? (Кедровка делая кладовые из кедровых орешков, о некоторых забывает и весной появляется молодое деревце).
- Какая перелетная стая обещает снег? ( Стая перелетных  гусей. По народной примете, через день-два, после того, как пролетели гуси, надо ждать снегопада).
- Для чего тетереву гребенка на лапе? (Чтобы удержаться на ветке. Зимой тетерев, рябчик, глухарь ходят по обледенелым ветвям. Роговая гребенка, которая вырастает к зиме на лапе, не дает птице скользить).
- Почему клест зимой гнездо вьет? (Зимой много еловых семян и клест ими кормит птенцов. В марте еловые шишки раскроются, семена высыплются на снег, а весенняя вода разнесет их по лесу. Весной клесту не найти корма для птенцов).
- Почему дано снегирю снежное имя? (Потому что мы видим снегиря  в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные леса).
- Когда сова охотится днем? (В снежную зиму. Когда снег лежит толстым слоем, грызуны, которые живут под снегом, не выходят на поверхность. Голодной сове приходится переходить на «птичий стол» - питаться птицами. А птицы летают днем. И в пасмурный зимний день сова отправляется на охоту).
- Какие птицы едят грибы? (Глухарь, кукушка)
- Почему ласточки кружатся возле стада? (Стадо спугивает притаившуюся в траве мошкару и её подхватывают ласточки).
- Кто купается в муравейнике? (Тетерева. Они как домашние куры, «купаются» в земле, чтоб избавиться от эктопаразитов. В лесу самое удобное место для «сухого купания» - старый заброшенный муравейник. Туда тетерева водят своих тетеревят. Там можно застать и скворца, который сам себя осыпает муравьями. Муравьиная кислота убивает эктопаразитов, поэтому муравьиный «душ» на пользу скворцу).
- У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки может быть 26-28 птенцов).
 5.                Угадай птицу по описанию. Выигрывает тот кто быстрее даст правильный ответ. Все птицы занесены в Красную книгу.
5.1.      а)   Крупная водно-болотная птица.
        б)  У нее очень длинные ноги и большой загнутый клюв.
        в)  При взлете пробегает по неглубокой воде 5-6м.
      г)  Ей посвящена песня в исполнении А Свиридовой. (Фламинго)
5.2.       а)   Самая большая хищная птица (масса около 7кг)
           б)    Крылья длинные широкие, размах крыльев 2,5 м. Хвост короткий
           в)    Типичный падальщик.
           г)   Часто парит, в основном в теплое время суток, когда сильны восходящие   потоки теплого воздуха. (Черный гриф)
 5.3. а)  Птица размером с голубя. Стройная с белым оперением, не большие черные пятна на голове и спине.
       б) Прилетают в Хакасию в середине апреля, заселяют берега соленых озер.
       в) Кормится по мелководьям водными беспозвоночными ( водя клювом из стороны в сторону), изредка семенами некоторых растений.
      г) Клюв тонкий, сильно изогнут кверху. (Шилоклювка).
  5.4. а) Птицы размером  с ворону. Самцы белые, окраска самок от светло-бурой до беловато-бурой.
        б)  Гнездятся в степных и лесостепных районах.
        в)  Гнездо располагается среди высокой травы в кладке от 3 до 5 белых с небольшими бурыми пятнами яиц.
       г) Питаются мелкими млекопитающими. Отлетают в конце сентября. (Лунь степной).
5.5. а) степной кочевник, массой до 16 кг, взлетает с резбега.
       б) питается насекомыми, соцветиями травянистых растений, листьями, побегами, мышевидными, лягушками, ящерицами.  
        в). в брачный период бледно-пестрая птица превращается в огромный белоснежный пион.
         г) относится к отряду куриным.
5.6. а) на одной ноге стоит, ноги как ходули.
        б)  питается лягушками
        в) клюв тонкий и длинный
6.             Вспомните, как и ком говорят у нас в народе:
Могучий как –  (орел)
Вольный как –  (птица)
Глупый как –  (утка)
Мудрый как –  (ворон)
Вороватый как –  (сорока)
Вежливый, спокойный как – (гусь)
Верность -   (лебединая)
Мокрый как -  (курица)
Длинноногий как -  (цапля)
Нос с горбинкой как-  (у орла)
Нежная шея, белая -  (лебединая)
Ворковать как-  (голуби)
Накаркать как-  (ворона) 
7.          Учитель рассказывает о причинах снижения численности некоторых видов птиц.
Задание: назовите меры охраны редких и исчезающих видов? Что вам известно о заповеднике «Хакасский».
 8. Каждая команда представляет свои листовки-призывы к защите и охране птиц.
9. Жюри подводят и озвучивают результаты.
10. Рефлексия.                
15