Рейтинговая система оценки как средство повышения эффективности урока английского языка и качества оценки ЗУН учащихся
Рейтинговая система оценки как средство повышения эффективности урока английского языка и качества оценки ЗУН обучающихся.
Цели работы:
1. Повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка. Стимулировать мотивационную базу.
2. Увеличить объективность оценки ЗУН учащихся по иностранному языку.
3. Дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.
Достижение данных целей осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучение педагогической и методической литературы по данной теме.
2. Разработка системы оценки в соответствии с различными видами деятельности учащихся.
3. Подготовка тем для льготных заданий.
4. Создание специальной структуры журнала учета баллов.
Как результат достижения данных целей вижу повышение уровня знаний учащихся.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов:
Стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к иностранному языку в целом.
Процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
Дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
Развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
Обучающиеся более свободно общаются на иностранном языке, не боясь получить отрицательную отметку.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Рейтинговая система система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Рейтинг это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.
Основа рейтинговая системы деятельностный подход к организации учебной работы учащихся. Так как в школе действует пятибалльная система оценки, то рейтинговая система приспособлена к традиционной.
Первый шаг работы по рейтинговой системе – это знакомство учеников с «правилами игры».
В течение недели проходит 3 урока, за это время учащиеся зарабатывают баллы.
Памятка обучающимся.
Устный ответ (краткий) или ответ на вопрос – 1 балл.
Чтение – 2 балла.
Письменное упражнение – 3 балла (или каждое предложение по 1 баллу, в зависимости от сложности).
Устный рассказ – 5 баллов (Чтение стихов наизусть, пересказ текста, монолог, диалог).
Перевод текста – 3 балла. (Объем устанавливает учитель).
Количество баллов варьируется в зависимости от качества выполненной работы (от 0 до максимального, указанного выше).
Льготы.
На первом уроке четверти учитель предоставляет темы для льготных заданий.
Дополнительные баллы можно заработать подготовив:
Письменное упражнение по грамматике (не менее 5 предложений) – по 1 баллу за каждое предложение.
Кроссворд (не менее 10 слов ) – от 3 до 5 баллов.
Дополнительная информация по изучаемой теме – от 3 до 5 баллов.
В зависимости от качества и правильности выполненного задания количество баллов может уменьшиться.
Штрафы.
Опоздание на урок более 5 минут – минус 1 балл.
Невыполненное домашнее задание – минус 3 балла (если задание не выполняется в течении текущей недели, то вычитается еще 5 баллов).
Плохое поведение на уроке – минус 2 балла.
В конце недели подсчитывается общее количество баллов и выводится отметка по традиционной пятибалльной системе, которая заносится в классный журнал:
5 – 15 баллов и выше. (Если учащийся набирает более 20 баллов, то он получает дополнительную отметку)
4 – от 10 до 14,5 баллов.
3 - от 6 до 9,5 баллов.
2 – от 5,5 баллов и ниже (можно исправить в течении следующей недели, выполнив не менее 3 заданий по изученной теме).
1 – если баллы не набраны (можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 5 заданий по изученной теме).
Таким образом, выполняются основные требования заполнения классного журнала, выставляя отметку по пятибалльной шкале.
Если в течение четверти учащийся по итогам каждой недели получает отметку 5, то четвертная отметка 5 выставляется ему автоматически.
Используя рейтинговую форму оценки, можно предлагать дифференцированное и индивидуальное домашнее задание с различной стоимостью. Такой прием не унижает достоинство ученика. Во время текущего контроля задания предлагаются разного уровня сложности и различной стоимостью. Ученик может сам выбрать подходящее для него задание.