Урок по биологии для 8 класса Твое здоровье — в твоих руках



Урок по биологии 8 класс
Тема урока
«Твое здоровье - в твоих руках»
Цели и задачи
1.Помочь учащимся осознать ,что здоровье самое большое богатство в мире.
2.Помочь задуматься ,что здоровье каждого во многом зависит от него самого.
3.Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
4.Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Оборудование
компьютер , проектор , презентация в Power Point.
ролик о вреде курения
жетоны с пословицами о здоровье на самоклеющейся бумаге;
памятки о пользе и вреде некоторых продуктов питания;
на столе продукты: молоко, сок, морковь, чипсы, сухарики, кока-кола, геркулес, яблоки, гречневая крупа, лапша роллтон, морская капуста.
таблица самоконтроля «Проверь свой образ жизни»
«горячий» стул для зарядки
секундомер, часы
вырезки из газет для коллажа
аппарат для измерения давления, пульса.
I.Организационный момент. Психологический настрой
Здравствуйте дорогие ребята. Здравствуйте. Именно так мы приветствуем друг друга при встрече.
-Здравствуйте!
Мы друг другу сегодня сказали,
-Здравствуйте!
Хоть мы совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше мы ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнце прибавилось в море?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Задумывались ли вы когда–нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья
Наверное потому, что здоровье для человека- самая главная его ценность.
Сегодня у нас необычный урок, сегодня вы не просто зрители, сегодня мы вместе с вами узнаем, что такое здоровье, выясним, что влияет на здоровье, выберем полезные для тебя продукты, оценим свой организм и постараемся доказать, что здоровье человека во многом зависит от него самого.
Тема нашего урока «Твое здоровье- в твоих руках»
А за активные ответы вы будете получать жетоны .И в конце урока вы сами сможете себя оценить по количеству жетонов.

II.Активизация деятельности
Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни –богатство, слава?». Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делает человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля».
-Вы согласны с мнением мудреца?
Вывод: Больному человеку не нужны ни богатства, ни слава.
III.Изучение нового материала
1 Что такое здоровье?
Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым.
Но прежде чем доказать, что здоровье зависит от самого человека давайте уточним, что же такое здоровье ?
До 1940 года под здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека , у которого нет признаков болезни. Но иногда бывает и так ,что человек вроде бы и не болеет, но чувствует себя очень плохо.
Так вот медики и пришли к выводу, что здоровье, это состояние физического , психического и социального благополучия. Когда человеку в жизни комфортно во всем. И я говорю - здоровье это счастье, а у вас какие ассоциации вызывает слово здоровье?
(Ответы детей: радость, благополучие, красота, спорт, учеба, семья, дети, красивая осанка...)
Молодцы!
Вывод: да, всего можно в жизни добиться, если будешь здоров!
Здоровье - это жизнь!
2.Что же влияет на здоровье человека?
Поднимите , пожалуйста, руки, кто не болел за последний год ни разу. А кто один раз в году? А кто 2 и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому , что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что естественно быть здоровым!
Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие и другие органы на 200 лет. Ученые доказали ,что человек должен жить 150-200 лет! Так, например,
древние греки считали, что умереть в 70 лет - это почти что умереть в колыбели.
Но мы почему то болеем…
Посмотрите, пожалуйста, видеоролик (внизу слайда гиперссылки)
(ролик о вреде курения, алкоголя)
На протяжении веков человечество выработало определенные правила жизни, следуя которым можно сохранить свое здоровье.
Вот эти факторы:
- правильное питание
- активный образ жизни
- занятия спортом
- личная гигиена- вредные привычки
- психологическое состояние
- окружающая среда, экология
Все эти факторы составляют 85%, в которых повинен сам человек, остальные 10% это наследственность, 5% - работа медиков
3.Создание жизненной ситуации
А теперь посмотрим, как же вы умеете применять свои знания в жизни. Представим, что вам предстоит сделать покупки для своей семьи, посетив продовольственный магазин. Но прежде вы должны изучить памятки современного покупателя, а затем ,объясняя свой выбор, взять покупку или отказаться от нее. Молодцы! Мы заполнили свою корзину только полезные продуктами. Я думаю, что будете здоровы не только вы, но и ваши семьи.
4.Зарядка для ума «Горячий стул»
Так как для сохранения своего здоровья многие люди делают по утрам зарядку, проведем мы ее и на уроке. Но зарядка необычная, это зарядка для ума. Называется она «Горячий стул». Здоровье организма , это здоровье его органов, а каких, мы узнаем из ваших ответов. Один ученик садится на стул лицом к классу, спиной к экрану. Класс должен объяснить словами, какой орган изображен на экране, не называя его, а ученик на горячем стуле должен догадаться, о чем идет речь. Молодцы! Вот то, как правильно относиться к своим органам, как их сберечь здоровыми, вы и будете говорить в дальнейшем на уроках биологии.
5.Оценка состояния организма
А сейчас, я думаю, вам интересно узнать свой организм, оценить его. Для этого существует много способов. Мы используем некоторые. Может, есть желающие узнать себя.
Оценивание своего организма с помощью методик. (приложение)
-Проба Бутейко (оценки дыхательной системы)
-Оценка гибкости позвоночника
-Подсчет пульса в разных условиях-Проверка равновесия
Небольшие отклонения результатов от нормы - это необязательно заболевания. Об этом может говорить только врач, а вот о недостаточной тренированности нашего организма мы можем сделать вывод. И улучшить свои результаты вы можете, занимаясь спортом. Только любые нагрузки оговаривают с тренером или другим специалистом.
6.Проверь свой образ жизни
Улучшить свое здоровье мы можем и, ведя правильный образ жизни, а вот насколько он правильный можно узнать из тестов.
Я раздам вам эти тесты , и вы сами оцените свой образ жизни.
Набирать очки нужно по каждому пункту отдельно. Это курение , алкоголь, физические упражнения, привычки в еде, стрессовый контроль, безопасность. Оценить вы можете каждый показатель.
Сейчас мы оценим только наше психологическое состояние.
Остальное вы сделаете дома. Напротив вопроса ставим цифру 2 - если это происходит всегда, 1- если иногда и 0 – никогда. Вывод: большое значение для здоровья имеет наше душевное состояние и спокойствие.
IV.Итог занятия. Рефлексия
И сейчас ваше согласие или несогласие с нашей темой урока «Твое здоровье - в твоих руках», мы выразим в составлении коллажа «Я выбираю…». Вы должны прикрепить на экран картинки. На одной половинке то, что вы выбираете, на другой то, от чего отказываетесь.
V. Выставление оценок за урок.
Вы очень хорошо работали на уроке и можете сами оценить результаты. Посчитайте свои жетоны.
Всем большое спасибо за поддержку.
Хорошее здоровье - это образ жизни , это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия.
Считается, что всё что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья .Я желаю вам крепкого здоровья.
2 мин.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд4
Жетоны с пословицами о здоровье на самоклеющейся бумаге
2 мин.
Слайд 5
3 мин.
Слайд 6
Слайд 7
6 мин.
Слайд8
Гиперссылка на слайде 8 (ролик под музыку)
Слайд 9
Слайд10
10 мин.
Слайд 11 (На партах у детей памятки о пользе и вреде некоторых продуктов питания ,на столе продукты: молоко, сок, морковь, чипсы, сухарики, кока-кола, геркулес, яблоки, гречневая крупа)
7 мин.
Слайды 12-16
(На экране появляются изображения: сердце, легкие, головной мозг,
печень, почки, глаза, желудок ,позвоночник)
7 мин.
3 мин.
Слайды 18-21,23,24
5 мин.
Слайд25
На партах картинки с различными товарами. видами деятельности, прикрепить к пенопластовой доске(под музыку)
Слайд 26
Измерения роста с помощью ростомера.
Для определения роста надо встать на платформу ростомера ,касаясь вертикальной стойки пятками ,ягодицами, межлопаточной областью и затылком .Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см ,возраст в годах)
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6х возраст + 76
Для мальчиков от 3 до16 лет :рост = 6х возраст+77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3-3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков .Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%,то это может указывать на эндокринные нарушения.
Проба БутейкоСядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать Оценка состояния: задержка дыхания более 40 сек.-здоров,20-40с- здоровье ослаблено, менее 20- человек болен.
Оценка гибкости позвоночника
Школьник стоит на полу и руками старается дотянуться до пола. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости .Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Если достает до пола гибкость удовлетворительная ,если ниже ,то гибкость позвоночника отличная.
Подсчет пульса в разных условиях
Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.
Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Измерение артериального давления
Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.
АД систолическое = 1,7хвозраст+83,
АД диастолическое =1,6х возраст +42.
Правильность осанки.
1.Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками ,выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади –величину дуги спины.
ширина плеч
А = Х 100%
величина дуги спины
где А- показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100- 110 %.При значениях А менее 90 % и более 125 % имеется выраженное нарушение осанки.
Молоко. Употребление нежирных молочных продуктов способно на 50 % снизить риск заболеваний сердечно- сосудистой системы , любители молочного редко страдают заболеваниями сердца. Белок молока усваивается организмом лучше, чем мясной.
Геркулес является одним из лидеров среди прочих видов каш в содержании полезных веществ. Содержание клетчатки в хлопьях геркулеса нормализует деятельность желудочно - кишечного тракта. Геркулесовая каша – это хороший антиоксидант, способствующий выведению из организма шлаков токсинов и аллергенов.
Сок. Регулярное употребление соков благоприятно действует на активизацию обмена веществ; повышает иммунитет м даже снижает холестерин крови. Особенно полезны свежевыжатые соки.
Яблоки укрепляют иммунную систему и помогают поддерживать постоянный уровень сахара в крови. Яблоки способны связывать поступающие в организм вредные вещества, такие как свинец и мышьяк, выводить их из организма.
Гречневая крупа. Гречка – чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В ( помогают справиться со стрессом и бессонницей) и А ( укрепляет глазные сосуды).Гречневая каша _- рекордсмен по содержанию железа и кобальта, которые участвуют в процессе кроветворения. Достаточно в ней и калия, кальция, магния. Эта тройка необходима для укрепления нервной и сердечно- сосудистой системы.
Морская капуста. Употребление в пищу морской капусты способствует выведению из организма токсичных веществ, тяжелых металлов; регулирует свертываемость крови, снижает уровень холестерина в крови, риск развития атеросклероза и других сердечно – сосудистых заболеваний, улучшает работу желудочно – кишечного тракта. в ней очень много йода, необходимого для работы щитовидной железы.