Конспект занятия в старшей группе «Светлый День Победы».


Конспект открытого занятия в старшей группе
«Светлый День Победы»
Цель: воспитывать патриотические чувства. Обучающие задачи: 1. Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). 2. Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В, вспомнить семейные традиции. 3. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. Развивающие  задачи: 1. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны. 2. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям. 3. Развитие памяти, внимания. 4. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; фашизм; генералы, маршалы, военачальники; отвага, мужество; ветеран. Воспитательные задачи: 1. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие;  желание совершать добрые поступки. 2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них. 3. Воспитание толерантности. Предварительная работа: 1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций о ВОВ. 2. Чтение рассказов и стихов о войне. 3. Разучивание стихов о ВОВ, о Дне Победы. 4. Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина». 5. Прослушивание песен военных лет. Материалы к занятию: иллюстрации, картины о ВОВ, компьютерная презентация «Славный День Победы», записи песен военных лет, наборы пазлов с изображениями памятников, заготовки для аппликации. 
Ход занятия. Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова:  «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Воспитатель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… Что же это за времена такие? (дети отвечают). Дети вместе с воспитателем рассматривают  и обсуждают иллюстрации о ВОВ (слайды 1,2,3,4,5). Воспитатель комментирует, что в истории нашей Родины такие страницы тоже были. Мы их видим на этих иллюстрациях. Спрашивает детей, кто узнал, о чем они.
Воспитатель: Сегодня мы не просто так рассматриваем эти иллюстрации. В один торжественный день наша страна отмечает очень важный и памятный праздник. У меня для вас есть небольшая подсказка. (слайд 6). Кто знает, что это за праздник?
Дети: День Победы.
Воспитатель: Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной Войне, которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем?
Дети: Над фашистами.
Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Фашисты очень  хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает. А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы?
1: Майский праздник – День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.
2: Что такое День Победы?Это утренний парад:Едут танки и ракеты,Марширует строй солдат.Что такое День Победы?Это праздничный салют:Фейерверк взлетает в небо,Рассыпаясь там и тут.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война (звучит песня «Священная война». Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни). Воспитатель: Рано утром 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов,  танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди  стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»? Дети: это смелый, отважный, хороший поступок. Воспитатель: А как называется человек, совершивший  подвиг? Дети: Герой. Воспитатель: На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Зачем нужны командиры? Кто командует бойцами? Дети: генералы, полководцы, офицеры. Воспитатель: Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время В.О.В. одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков (показывает его портрет). Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г.К.Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий. В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установлен памятник. В нашем городе тоже есть улица, названная в честь маршала Жукова. Ребята, а каким должен быть герой? Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр. Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.
Физкультминутка «Самолёт»:
Вот мотор включился, Пропеллер закрутился Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж К облакам поднялись, И шасси убрались. Вот лес – мы тут, Приготовим парашют. Толчок, прыжок, Летим дружок! Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились.
Воспитатель: Ребята, чтобы люди  не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники.  Есть они и в нашем городе. Давайте посмотрим, что это за памятники? (Воспитатель предлагает детям разбиться на 2 группы (мальчики и девочки). Каждой группе детей даётся набор пазлов с изображением военного памятника родного города. По команде воспитателя дети начинают собирать картинку. После того, как будут собраны все изображения, воспитатель вместе с детьми называют памятники и место их нахождения). В этот день принято бывать на местах боёв, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов, возлагать живые цветы (слайд с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке в городе Берлине, русскому солдату с девочкой на руках. Дети рассматривают памятник). Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, кого вы видите на картине? Дети: Это солдат, воин, мужчина. Воспитатель: Почему вы думаете, что это солдат, воин? Дети: Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч. Воспитатель: Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках? Дети: Ребенок, маленькая девочка.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Георгия Рублёва «Памятник», в котором говорится об одной истории, произошедшей во время войны. Это было в мае, на рассвете. Нарастал у стен Рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа она стояла, В голубых глазах застыл испуг. А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг. Тут он вспомнил, как прощаясь летом, Он свою дочурку целовал. И сейчас, в Берлине под обстрелом Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня. И в Берлине, в праздничную дату, Был воздвигнут, чтоб стоять века Памятник советскому солдату С девочкой спасенной на руках. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно назвать этого солдата героем? Дети: Да. Воспитатель: А какой подвиг совершил наш герой?Дети: Спас маленькую девочку, рискуя своей жизнью.
Игра «Каким должен быть воин-солдат? » Воспитатель: Ребята, возьмите по гвоздике и, положив её возле картины, скажите, какими характерными качествами должен обладать герой (у детей в руках искусственные гвоздики, которые дети кладут возле иллюстрации, называя качества воина–защитника: смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический, мужественный и др.).Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Благодаря огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе и назвать их. Дети. Умелый боец везде молодец. Смелый побеждает, трус погибает. Герой – за родину горой. Честь солдата береги свято. Жить – Родине служить. Смелый боец в бою молодец. Чем крепче дружба, тем легче служба. Если армия сильна, непобедима и страна
Воспитатель: А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит Вечный огонь. А что он символизирует? (ответы детей). Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Была война. И гибли люди. И шёл за Родину солдат. Он воевал. И был он храбрым. И бил фашистов всех подряд. И так дошёл он до Берлина.Четыре года воевал. Чтоб я о бабушкином папе Всем в День Победы Рассказал.
Ребенок: Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!
Воспитатель: Ребята! Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Это наши дорогие ветераны. В День Победы они надевают боевые ордена, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. А еще в праздник принято преподносить ветеранам цветы и делать подарки. Мы сегодня тоже сделаем ветеранам подарки. Мы подарим им открытки, сделанные своими руками и украшенные специальной военной символикой (на доску помещается образец). Звезда, веточка, георгиевская ленточка – это символы военных побед русского народа. Особенно популярным символом в последнее время стала георгиевская ленточка. Она раскрашена в два цвета – черный и оранжевый. Оранжевый – яркий цвет военных побед нашей славной армии, а черный – суровый цвет, который призывает вечно помнить погибших на войне. В праздник Победы георгиевская ленточка красуется не только на орденах ветеранов войны. Её можно увидеть повсюду. Отрезок гвардейской ленточки будет украшать и наши открытки. Ещё на открытке будет звезда и цветущая веточка яблони. Ведь День Победы мы празднуем в мае, когда оживает природа и зацветают фруктовые сады. Итог занятия: О чем мы беседовали сегодня на занятии? (о Дне Победы) Когда празднуют День победы? (9 мая) Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (к Вечному Огню) Что мы сегодня делали? (открытку) Для кого мы делали открытки? (для ветеранов).