Статья: МОТИВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Киселёва Марина Владимировна
Воспитатель МКДОУ д/с № 411
МОТИВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь" – гласит восточная мудрость. Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.
Идея самоценности дошкольного детства - впервые в формате управленческого документа - насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
В последнее время возросло внимание к проблемам художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности. Не случайно выдающиеся писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский) отмечают, что формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, начиная с 3-6 лет. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, закладываются основы всего будущего развития человечества.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Став заниматься с детьми художественным творчеством и заметив, что некоторые дети боятся даже приступить к работе, убеждённые в том, что они не сумеют её выполнить, я поняла, что им нужна дополнительная мотивация. Как можно раздуть искорку творческого бесстрашия в этих неуверенных ребятишках? К тому же хотелось, чтобы ребёнок не только получал знания, умения и навыки, но ещё смог выразить свои чувства и эмоции, проявить в творчестве своё мировоззрение. Исходя из выше перечисленного, я поставила перед собой задачи: развить инициативное творческое начало, научить ребёнка нестандартному подходу к решению любых вопросов, воспитывать пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Развивать не только общепринятое классическое, но и парадоксальное мышление. Вырабатывать творческий подход при решении любой проблемы.
Интерес к предмету – вот то единственное и главное, что движет ребёнком. И моя задача – поддержать этот интерес как можно дольше. Для этого на своих занятиях стала использовать полихудожественный подход. «Поли»-много, «художест»-искусств, т. е. много искусств. Полихудожественный подход основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетическое восприятие, образные представления, образное мышление, воображение, память, внимание). Музыкальное, литературное и изобразительное искусство воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления) и являются 3 способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование).
На моих занятиях дети слушают, сами сочиняют сказки, обыгрывают их, подбирают музыкальное сопровождение, делают к ней иллюстрации, используя нетрадиционные методы рисования и игры на песке. Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.
Р. С. Немов считал, что важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплектность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Если мы не рисуем или не слушаем музыку - это для нас катастрофа. Ведь без этих видов искусств создание чего-то нового просто невозможно. И чем с большим количеством видов искусств ребёнок будет знакомиться, тем лучше. Ребёнок, когда начинает делать свои работы, вкладывает всё, что получил до этого. И чем больше он получил, узнал, освоил - тем богаче будет его творчество.
На занятиях вместе с детьми комбинируем различные техники рисования. Мы познакомились с кисточкой и научились рисовать различные линии, использовали свои пальчики в художественной деятельности и “тычки”, отпечатки листьев, кляксография, зубочистки, ватные палочки и т.п. Все свои действия ребёнок проговаривает (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение когда он рисует, нравиться ли ему). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал для написания картинки. Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях обычно не наблюдается.
Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Эта деятельность детей рассматривалась с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К.Бюлер и другие), её психологического анализа (Н.А. Рыбников, Э. Мейман и т.д.), связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (А.М.Шуберт), а также умственным развитием ребенка (Ф.Гуденаф), с развитием личности ребенка (А.Ф. Лазурский). Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей.
Игры на песке очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учимся понимать себя и других.
Общепризнанно значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей умения находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливать на открытие нового и осознание своего опыта.
На примерах из сказок, песенок, потешек дети узнают о повадках животных, сезонных изменениях в природе, правилах поведения, морали, нравственности. Сказки – благодатный материал для развития речи, логического мышления, воображения, внимания и памяти, поэтому их можно использовать на любых занятиях в детском саду и дома.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сказочный мир увлекает ребенка, его захватывает динамичность событий. Погружаясь в сказку, ребенок следит за сюжетом, сопереживает героям его речь и психические процессы развиваются незаметно, в игре. Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение, по мнению Б.М. Теплова, это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом. Продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности. Поэтому необходимо обогащать и расширять опыт ребенка. Воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых. Однако, как показали психологические исследования (Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Г.В. Лабунской, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьева, А.А. Мелик-Пашаева, А.Л. Леонтьев, В.С. Мухиной др.), воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ.
Характерной чертой изобразительной деятельности является её творческий характер. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», дает ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует» Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала В.С. Мухина, отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата.
Художественное творчество преподносит ребёнку замечательный подарок: только он, юный художник, автор, способен создать такую работу, которая будет интересна самой широкой зрительской аудитории. И если взрослые захотят сделать что-либо по своему, то работа тут же потеряет свою прелесть, станет обычной, неинтересной. Я считаю, что у педагога много различных функций: он часто является инициатором создания работы, его редактором, корректором, тем, кто удерживает вектор при поиске истины, скептиком, вдохновителем и ещё много кем. Задача педагога заключается в том, чтобы постепенно, вырастая, ребёнок забирал себе все эти функции педагога. Но есть одно табу для педагога: ему категорически противопоказано подменять собой ребёнка. Ведь взрослому часто кажется, что он сделает нечто гораздо лучше ребёнка. «Гораздо лучше» в привычном смысле этого понятия. И это «чревато». Привычное, обычное в художественном произведении, как правило, не интересно. Интересен необычный и яркий образ, необычное и точное видение. И неумеренное вмешательство взрослого в творческий процесс может уничтожить главное – наивный взгляд ребёнка на мир.
Таким образом, используя для мотивации детей полихудожественный подход, включение в занятия элементов сказкотерапии, изотерапии и песочной терапии - это увлекательные и доступные формы работы с детьми, гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Литература:
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», М.,
«Музыка», 1982 г., стр.187
П.И. Анофриков Принципы работы детской студии мультипликации. Детская киностудия «Поиск» г. Новосибирск 2011 г.
Немов Р.С. Общие основы психологии-М,1998. стр. 389.
15