Планирование. Рабочая программа по биологии (элективный курс) Сквозь призму науки 11 класс
Рабочая программа
по биологии
(элективный курс).
Класс: 11
Учитель: Г.Ф. Улезько
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Сквозь призму науки» (биология) в 11 классе на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации № 69 от 31.01.2012 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. На основе регионального базисного плана для образовательных учреждений Воронежской области, утвержденного приказом департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г. № 840.
4. Учебного плана МКОУ Старомеловатская СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденного педсоветом (Протокол № 1 от 30 августа 2014 г.).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
7.Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МКОУ Старомеловатская СОШ на 2014 – 2016 годы.
8. Положения о рабочей программе МКОУ Старомеловатская СОШ.
9. Программы курса биологии под руководством В.В. Пасечника(В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова. Программы к комплекту учебников, созданных под руководством Пасечника В.В. 10 -11 классы.). – М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа элективного курса представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание предлагаемой программы включает в себя сведения о строении и принципах функционирования систем организма человека и животных. В курсе освещены вопросы организации живой материи от молекулярного до биосферного. А также рассматриваются законы генетики и их цитологические основы, основные этапы и направления эволюции органического мира, происхождение человека, биохимические процессы, протекающие в клетке и организме. Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в основной школе.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа элективного курса по биологии для 11 – го класса «Сквозь призму науки» рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«Общая биология» 11 класс (профильный уровень) учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013.
Цели обучения.
- Изучение биологии на уровне элективного курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
- Систематизация знаний и умений выпускников по курсу биологии.
- Формирование практических навыков при решении задач и работы со схемами и рисунками.
- Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
- Совершенствование и развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.
- Ликвидация пробелов в умениях применять биологические знания для решения задач по цитологии, генетике, обоснования здорового образа жизни.
2. Содержание учебного курса.
Тема № 1. Вирусы. Грибы. Растения.(9 часов)
Вирусы – переходная форма между живой и неживой материи. Особенности строения бактерий. Сапрофиты, паразиты, симбиоз. Болезнетворные бактерии. Виды бактерий: кишечная палочка, стрептококки. Особенности строения грибов. Хитин, мицелий, микориза, микоз, конидии, гликоген. Особенности строения и размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Строение и приспособление растений к различным средам обитания. Строение цветка. Основные типы соцветий. Приспособление к опылению. Оплодотворение цветковых растений. Флоэма, ксилема, меристема, основная ткань. Стержневая и мочковатая корневые системы. Главный, боковые и придаточные корни. Зоны корня: деление, растяжения, всасывания, проведения, корневой чехлик. Дыхательные, воздушные корни. Корни-прицепки, корневые клубни.
Тема № 2. Царство Животные.(10 часов)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Плоские черви. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Ракообразные. Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности.
Земноводные. Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Класс Птицы. Отряды птиц. Отряды млекопитающих.
Тема № 3. Анатомия и физиология человека. (10 часов)
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Практическая работ№1.
«Рассматривание клеток и тканей».
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Тема №4 Общая биология (5 часов)
Основные свойства и уровни организации живой материи. Органические вещества. Углеводы, липиды. Белки. Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Сравнительная характеристика процессов. Фазы фотосинтеза. Этапы энергетического обмена. Механизм синтеза белка. Механизм деления клетки. Его биологическая роль. Мейоз, его механизм и биологическая роль. Формы и значения размножения. Этапы онтогенеза, сущность биогенетического закона. Практические работы. Решение генетических задач.
3. Учебно – тематический план.
№
п/п
Содержание
Количество часов.
Формы контроля
1.
Тема № 1
Вирусы. Грибы. Растения.
9
2.
Тема № 2
Царство животных.
10
3.
Тема № 3
Анатомия и физиология человека.
10
Практическая работа №1
4.
Тема №4
Общая биология.
5
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Итого:
34
3
4.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии в рамках элективного курса учащиеся 11 класса должны знать:
- основные этапы и направления эволюции органического мира.
- способы деления клеток и размножение организмов.
- химический состав клетки.
- строение и значение грибов.
- особенности строения и размножения низших, высших споровых и семенных растений.
- особенности строения и многообразия животных
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина);
- сущность законов Г. Менделя;
- закономерности изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
- сущность биологических процессов;
- действие искусственного и естественного отбора;
- формирование приспособленности, образование видов;
- круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологии;
- биологическую терминологию и символику;
- доказательства происхождения человека и животных.
Уметь:
- решать генетические задачи.
- изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом.
- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты и таблицы.
- использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой.
- работать с тестами.
- владеть биологическими терминами и понятиями.
- формулировать собственную позицию и отстаивать ее в дискуссии использую различные сведения для ее аргументации.