Конспект занятия по профилактика суицида.
Тема: Есть только миг между прошлым и будущим
Цель: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни.
- продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знания из различных источников информации;
-продолжить формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.
- воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.
Информационно-методическое обеспечение:
мультимедиапроектор;
раздаточный материал;
бумага, фломастеры;
песня «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова».
Ход занятия.
1. орг.момент. психологический настрой.
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.
-Тема нашего сегодняшнего занятия : «Есть только миг между прошлым и будущим».(слайд1)
-Что это за миг и как он называется, вам предстоит догадаться самим.
-А сейчас прослушайте слова Омара Хаяма, великого персидского и таджикского поэта, математика, жившего на рубеже 11 – 12 веков, и попробуйте догадаться о каком миге идет речь.
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.От нуля до итога – мгновенье одно.Береги драгоценное это мгновенье.Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.(слайд2)
(Омар Хаям)
- Итак, кто догадался? О чем пойдет речь? Что это за мгновенье? Как оно называется?
- Жизнь.
II. Основная часть.
Для вас, вступающих в жизнь это слово очень актуально. Следует задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл, и как ее надо прожить. Сегодня на уроке мы попытаемся это сделать.
Доска:
-Что такое жизнь?
-В чем смысл жизни?
-Как ее надо прожить?(слайд3)
Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее прочитать не можем, но давайте нарисуем ладонь и напишем на ней, что такое жизнь.
Жизнь – это …(слайд 4)
(1. Ученики на листочках рисуют ладонь и пишут понятие – жизнь.)Жизнь – это…
Каждый дает свое определение;
3. Работа со словарем.
Толкового словаря С. Ожегова. Жизнь – это…
Жизнь –это 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле.
2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.(слайд 5)
-Сравните со своим определением и скажите с каким из них мы работаем сегодня.
-А теперь ответьте на вопрос: жизнь какая? (Составить кластер. Ученики на листочках.)
Дети зачитывают свои ответы (записывает на доске).(слайд 7-8)
Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове не мало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
Жизнь птицы, живущей 3 весны.
Жизнь человека. И жизнь страны.(слайд 14)
В этом стихотворении все повествования переплелись
-. Разве можем мы жить без цветов, без птиц?
- Что же все-таки такое жизнь? Можно жить, а можно и существовать!
А жизнь и существование одно и то же ли это?
В чем разница между существованием и жизнью?
Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.(слайд 16)
- Перед нами символическое «Дерево жизни». (17слайд)
Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!
Так вот и я в ваши ладони тоже положу (зелёные и красные плоды дерева жизни) и давайте попробуем вместе Определить понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым. Дерево жизни: (учащиеся и присутствующие взрослые на шаблоне яблока пишут своё значение слова «ЖИЗНЬ» - это плоды дерева жизни. Зелёные плоды –заполняют учащиеся , красные плоды - взрослые).
На доске: дерево жизни, по одну сторону – зелёные плоды, по другую – красные плоды.
Первую можно назвать "ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ".
(Ответы учащихся, их понимание жизни).
В: Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Известно, время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
«А что может быть содержанием человеческой жизни?»(слайд 18)
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.
(Учащиеся выстраивают лестницу мечты, и, если у них есть желание, они могут поделиться с группой, что означает каждая ступень лестницы, чем она для них важна)
- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.
- А теперь подумайте и скажите:
- В чем смысл человеческой жизни? Ее истина?
- Зачем человек живет на свете?
-Кто из вас помнит, когда считается, что мужчина не зря прожил жизнь.
Говорят, если человек построил дом, вырастил сына, посадил дерево – жизнь прожил не зря.( слайд 21)
Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.Бери от природы лишь то, что поддерживает жизнь, но не более.
Оберегай жизнь во всех проявлениях, не нарушай порядок, гармонию мира.
- Чего нельзя делать в жизни? (Ответы.)
- А теперь послушайте, что сказал Н. Островский?
«Жизнь дается один раз И прожить ее надо так, чтобыНе было мучительно больно заБесцельно прожитые годы…»
(Н. Островский. «Как закалялась сталь») (слайд 23)И возвращаясь к нашему кластеру, что вы можете сказать о жизни теперь?
Проблема:
- А как вы думаете, Жизнь легко прожить?! (Жизнь прожить не поле перейти.)
У вас все еще впереди.
И в заключении еще раз просмотрим созданные вами лестницы желаний и внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …» (слайд 26)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!.....Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
Всё в твоих руках!
Рефлексия (группы).
Жизнь.
Единственная, неповторимая.
Испытывает, восхищает, изумляет.
Он приносит радость всем.
Мгновенье (вечность).
Вы все сегодня поняли, что жизнь – это миг и как ее надо прожить, чтобы не было стыдно за прожитые годы.
Спасибо !