Доклад на классное родительское собрание Нравственные качества полростка
Роль семьи в воспитании моральных качеств подростка.
Мораль – это система исторически сложившихся требований, предъявляемых обществом к поведению человека, верность которым носит добровольный характер. В моральных требованиях выражена модель одобряемого обществом поведения у человека, его отношения к людям, к себе и к среде. Моральное сознание выработало и специальные понятия, с помощью которых оправдываются или осуждаются поступки человека: добро и зло, справедливость и несправедливость и др.
Простые нормы морали – это требования, предъявляемые к каждому человеку как необходимые для поддержания совместной жизни и деятельности людей и общества в целом. Простота их - в конкретности требований, предъявляемых к человеку, которому рекомендуется что-то делать, а чего-то избегать.
Простые нормы морали различают по объектам отношений, которые они регулируют. Одни из них регулируют отношения человека к себе, другие – к другим людям (разных поколений, пола и возраста), третьи - к среде ( к природе, культуре и т. д).
Особое содержание нормы морали обретают, когда речь заходит о взаимоотношениях между людьми разного возраста. Общая норма – уважение к старшим – реализуется в ряде конкретных требований: сознание необходимости и готовности учиться у старших, прислушиваться к их советам; терпимость в отношении вкусов и привычек старшего поколения.
Каков наш ребёнок в действительности, какими качествами он обладает и как эти качества проявляются, всё это можно хорошо увидеть, наблюдая его отношение к пожилым людям.
Иногда родители уделяют недостаточно внимания этой стороне детского поведения. Важно, чтобы ребёнок понимал, что пожилые люди совершили в жизни больше, чем молодежь, что в какой-то степени стоят «у них на плечах». Как обижен бывает пожилой человек, когда даже собственные внуки не обращаются к нему ни зачем, не приходят в гости, не поддерживают в трудную минуту. «Давай подвезём вон ту пожилую женщину на машине!». «Помоги дедушке везти тележку!». Если ребёнок во всех случаях чувствует почтительное отношение родителей к пожилым людям, то эти слова, выражая уважение перед возрастом, опытом и мудростью старшего поколения, будут укреплять в ребёнке уважительное отношение к старшим.
На вопрос родителям «Какими они хотят воспитать своих детей?» ответы, как правило, похожи и сводятся в основном к таким: «Дети должны стать высокообразованными людьми, они должны добросовестно учиться и работать». «Мы хотели бы, чтобы они добрыми и порядочными». «Они должны уметь работать, любить труд, уважать своих родителей.» Но человек, отвечающий высоким требованиям, не развивается сам собой. Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям – вот что играет определяющую роль в воспитании.
Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом - всё это, в том или ином смысле, воспитывает ребёнка, приобретает для него особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет.
Каждый ребёнок обладает своим характером и черты характера связаны со шкалой моральных ценностей. Характер воспитывается и выражается всюду, где подросток вступает в контакт с миром, везде, где он играет, учится, работает. Наши дети не только наблюдают поведение других людей. Они его анализируют, у них складывается своё мнение о поступках окружающих.
Подростки тоже часто оказываются в положении, когда они могут педагогически воздействовать на других и таким образом на самих себя. Вот наш ребёнок замечает, что товарищ по классу «что-то прихватил» в супермаркете. Вмешаться ему или нет? И как он должен это сделать? Возникает ситуация выбора, которая предоставляет ребёнку различные возможности поведения. Как сделать правильный выбор?
Если он заговорит с товарищем и посоветует положить украденное на место, невзирая на опасность прослыть «трусом» или «плохим другом», то в его поведении проявится настоящий характер. Если же ребёнок только осуждает такое поведение товарища и сам никогда не сделает ничего подобного, но не находит в себе мужества открыто высказать своё суждение, то у него, конечно, правильная моральная позиция, но недостаточно воспитан характер.
Как относятся друг к другу члены семьи, существует ли между ними взаимопонимание, помощь и забота или же преобладают грубость, несдержанность и раздражительность – всё это оставляет в душе ребёнка глубокие следы. Сгладить их труднее, чем случайное отрицательное влияние товарищей по игре.
Если у подростка есть чувство, что все его заботы и проблемы находят дома понимание, то у него возникнет готовность перенять оценки, моральные нормы и способ поведения родителей. Но при этом родители не должны думать, что поведение и характер детей, которых они наблюдают дома, точно так же проявляются и вне родных стен.
Как часто родители бывают просто поражены, узнав, что их ребёнок, такой послушный дома, ведёт себя в школе вызывающе. Иногда они просто отказываются этому верить. Противоположный случай тоже не редкость: в классе ребёнок ведёт себя образцово, а дома ему совсем не хочется выполнять какие-то обязанности. А бывает и так, что ни родители, ни учителя не могут сказать, какой у ребёнка характер, хотя внешне всё в порядке. Надо внимательно наблюдать, чем интересуется, с кем общается ребёнок. Прежде всего следует пробудить у него потребность рассказывать о том, чем он сегодня занимался, что ему понравилось.
Нравственная обязанность родителей – помогать детям, особенно в трудных обстоятельствах. Сын или дочь могли оступиться, совершить проступок, из-за которого от них отвернулись окружающие. В этих условиях подросток может почувствовать себя одиноким. Долг родителей – поспешить им на помощь, оказать моральную поддержку.
Если мы хотим сформировать у ребёнка чёткую жизненную позицию, мы должны приобщать его к семейным проблемам. Всё, что происходит в семье, так или иначе влияет на нравственное становление личности. В семье, например, вполне может возникнуть ситуация, когда после общего обсуждения ребёнку на время сокращается или вовсе прекращается выдача карманных денег. Реакция детей, их поддержка и понимание или, наоборот, противоречие и противодействие не только показывает родителям, каковы их дети, но и даёт им знать, где надо приложить усилия, что тренировать и развивать, чтобы привить детям ответственность, готовность помогать другим и что надо делать, чтобы закрепить эти качества как черты характера.
Если родители отвергают моральные ценности и нормы поведения общества, то это часто сказывается отрицательно на воспитании характера детей. Показательна в этом случае такая семейная сцена: мать, дочь и отец - на кухне, готовятся к обеду. Звонок.
Отец: Ага, их величество сын явились. Можно, наконец, обедать.
Мать: Ну почему он всегда звонит? У него же есть ключ.
Дочь: Он желает садиться за стол, когда уже всё будет готово.
Входит сын.
Сын: Привет. Обед готов? Есть хочу – просто ужас. Сейчас вымою руки и можно начинать.
Мать: А потом открой банку с компотом. Хоть что-то ты можешь сделать.
Отец: Ну почему сразу же надо ругаться ? Мальчик только что вошёл. В конце концов он тоже не бездельничал.
Мать: Ну и мы не сидели сложа руки.
Далее обсуждают события в школе. У сына была контрольная работа по истории. Он признаётся, что списал её. Мать и дочь осуждают его за это. После обеда отец и сын в комнате одни:
Отец: Конечно, это было не совсем правильно, сынок. Ну да ладно, эти женщины вечно носятся со своей моралью.
Как отразиться на поведении детей разница в родительских требованиях? Будет ли сын обращаться к матери, или идти за советом к отцу, так как отец даёт ему более удобные советы? Будут ли дети воспринимать всерьёз разговоры о трудолюбии, добросовестности, искренности, справедливости и скромности, если у них накопится подобный опыт?
Воспитание происходит легче и успешней, если оно осуществляется совместно с детьми, если родители видят в детях своих союзников. Многое можно делать вместе с ребёнком. Принять участие в спортивном празднике или вместе поиграть в футбол - всё это создаёт условия для обмена мыслями или даже спора. При этом и родители, и дети учатся друг у друга. Вряд ли можно сегодня найти семью, в которой более или менее регулярно не смотрели бы телепередачи. Новости, документальные и художественные фильмы – все они располагают к тому, чтобы обменяться мнениями, высказать оценку, согласиться с авторской позицией или подвергнуть её сомнению. Всё это – воспитание, формирование характера молодых людей.
От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, доверие и справедливость в воспитании. Постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли. Некоторые мамы и папы ведут себя дома по принципу: здесь мне всё можно. Они забывают, что их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми. Дети кладут ноги на стол, ходят в грязных ботинках по чистому ковру - если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательных для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?
К сожалению, не все родители требовательны в истинно педагогическом смысле этого слова. Как часто они видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические огрехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребёнок, кто был прав, кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребёнок, он всегда прав, а виноваты всегда другие. Судят по внешним признакам, безоснавательно обвиняют других детей, а нередко ещё и родителей. Никого не хотят слушать, потому что «наш ребёнок такого сделать не мог», а «наш ребёнок» всё это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невинно пострадавшего.
Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Пребывая в конфликтном состоянии, родители готовят самим себе, в будущем, трудности в воспитании детей. Тринадцатилетняя девочка, видевшая, как унизили её маму, отныне вовсе не при всех обстоятельствах будет выполнять мамины требования. Мать (и отец тоже) потеряли авторитет. Сильная неприязнь к отцу или матери, иногда даже глубокая ненависть – вот каковы последствия семейных ссор. Поэтому всегда лучше как можно скорее, ещё в тот же день, объяснить детям, что между родителями возникло недоразумение, но они уже помирились. Благодарность ребёнка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя. Думайте о проблемах ребёнка по крайней мере столько же, сколько о своих собственных.
В заключении следует подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Никогда не следует забывать: воспитание – это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и конечно соответствующая организация жизни детей.
Дети учатся жить у жизни
если: - ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
15