Другие методические материалы: Родительское собрание
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (А.С. Макаренко)
Семейные конфликты и ребенок.
Однажды, работая в Интернете, я на одном из форумов прочитала такие слова:
«Были в детстве несправедливости воспитателей и учителей, были конфликты со сверстниками. Все это не травмировало меня сколько-нибудь заметно. Наоборот, наибольшее влияние на меня оказывали ссоры родителей между собой. Они были редкими и цивилизованными, без взаимных оскорблений, но мне хотелось исчезнуть с лица земли, когда они ссорились, я думала, что они ссорятся из-за меня, что я во всем виновата. Я думаю, что для меня эти ссоры были наиболее травмирующими из всего негативного детского опыта. Родители пытаются защитить ребенка от внешних негативных факторов, волнуются о влиянии музыки, телевизора, компьютера на его психику. Но не стесняются выяснять отношения в присутствии детей. Почему?»
Я задумалась об этих словах, и хочу, чтобы вы тоже задумались.
Действительно, почему? Думаем ли мы, родители, в момент семейной ссоры, что чувствует сейчас наш ребенок? Хотим ли мы об этом знать? Это просто выяснить, достаточно снова прибегнуть к помощи Интернета. Вводя в строку поиска фразу «конфликт в…», первоначально, в выпадающем меню появляется: «конфликт в организации», «конфликт в коллективе», и уж только потом «конфликт в семье». Также можно посмотреть статистику запросов по определенной теме. Так вот, как влияет конфликт в семье на ребенка, хотят узнать 132 человека в месяц, а «конфликт в организации» запрашивают 19956 человек. Получается, или все знают, что происходит с ребенком в семейном конфликте, или этому не уделяют должного внимания.
Думаю, вы уже догадались, что сегодня я хотела бы затронуть тему семейных конфликтов и ребенка в них.
Существует несколько моделей поведения ребенка в семейном конфликте, которые зависят от индивидуальных характеристик ребенка (темперамента, стрессоустойчивости, уровня тревожности, самооценки, возраста, активности в познании мира):
– ребенок-«буфер», который сдерживает конфликт, осознанно или неосознанно пытается помирить родных людей. В этом случае ребенок становиться частью семейного конфликта. Берёт на себя недетскую роль регулирования отношений в семье, рано «взрослеет». Худший вариант для ребенка: от сильного напряжения он начинает болеть чем-нибудь серьёзным, неосознанно отвлекая родителей на своё состояние здоровья. Такая ситуация часто объединяет родителей на время болезни ребенка, ссоры стихают и устанавливается временное перемирие. Если ребенок часто болеет, то понаблюдайте за отношениями в семье и сопоставьте обострения его состояния. Возможно, он спасает семью ценой своего здоровья.
– ребенок-«защитник слабого». В этом случае он принимает одну из сторон конфликта, например, мамину, и начинает злиться и бойкотировать отца. Последствия такого выбора крайне нежелательны, потому что могут привести к серьезным проблемам. Во-первых, помешают строить отношения с противоположным полом, если это дочь, то она будет думать, что все мужчины такие, а сын – что женщины. Из-за этого может сформироваться неправильное отношение к противоположному полу: либо страх перед семейной жизнью, либо презрение и недоверие к человеку противоположного пола. Во-вторых, в семье у ребенка складывается отношение к семейным обязанностям, к детям, к своей «второй половине», и образцом служат отношения в семье. При этом ребенок может перенять как положительное, так и отрицательное. Как говорится: что посеешь, то и пожнешь.
– ребенок выбирает «уход» в себя. Не находя в себе силы справиться со своими страхами и чувством вины, он дистанцируется от родных людей. Уйдя в свой собственный мир фантазий и одиночества, он разрывает связи с реальным миром. В дальнейшем это мешает адаптации ребенка в социуме (например, в школе, а потом на работе), приводит к психическим проблемам (депрессии) и формирует определенные черты характера: замкнутость, неэмоциональность, безразличие и страх создать свою семью.
Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Научные исследования, проведенные психологами М. И. Буяновым, А.И. Захаровым, Т. П. Гавриловым, А. Г. Шмелевым, и др., показывают, что общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.
Я полагаю, многие даже не догадываются, что семейные конфликты влияют в дальнейшем и на взрослую жизнь ребенка. Вот, что об этом пишет на своем личном сайте преподаватель кафедры психологии и педагогики Крымского экономического института им. В.Гетьмана и автор научных работ по психофизиологическим особенностям психологического консультирования Ольга Матвеевна Павленко:
«Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными конфликтами. Впоследствии это может привести к развитию невроза и депрессии в случае каких-либо стрессовых ситуаций. Формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность. Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в созданных семьях и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, закладывает образец его будущей семьи. Психологи отмечают, что ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и женщины в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми. Формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Картина мира негативная. Последствия этого процесса отражается на всей жизнедеятельности человека, существенно ухудшая качество его жизни».
Невозможно и не нужно скрывать от детей негативные моменты взрослых отношений: всем людям свойственны кратковременные недопонимания, но необходимо дать детям понять, что все конфликты решаемы при обоюдном желании. И даже в трудные времена важно проявлять уважительное отношение друг к другу. Можно заранее договориться о стоп-сигнале, который обоим даст понять, что лучше перестать ругаться на глазах у детей и отложить разговор до вечера: это к тому же даст возможность обдумать сложную ситуацию и, может быть, по прошествии времени позволит решить проблему без громкого выяснения отношений.
Нельзя выяснять отношения при ребенке не только между родителями, но и не допускать конфликтов родителей с бабушками и дедушками. Ребенок любит и тех и других, у него сразу появляется страх потерять любимого человека.
В заключении хотелось бы сказать следующее: если Ваш ребенок стал свидетелем конфликта или его участником, важно с ним поговорить: спросить, как он себя чувствует, сказать, что его любят оба родителя, объяснить, что ссора не разрушит семью и отношение к нему. Нельзя критиковать другого родителя и настраивать против него ребенка. Нужно наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка после семейной ссоры. При изменении поведения или настроения, больше с ним проводить времени, показывая свою любовь и заботу. В этот момент очень важно, восстановить пошатнувшееся чувство безопасности и душевного равновесия.
Мы потом можем забыть о конфликте, а ребенок – нет. Он будет бояться повторения ссоры, переживать и страдать.