Профилактика девиантного поведения подростков
ПРОГРАММА
«Профилактика девиантного поведения подростков»
Тематическая программа
Профилактика девиантного поведения подростков
Направление: социально - нравственное
I Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения в рамках программы
Самый сильный тот, у кого есть
Сила управлять самим собой.
Сенека
Необходимость выбранной темы объясняется несколькими группами факторов. Во-первых, это очень сильно возросший за последнее время в обществе и продолжающий расти уровень девиантного поведения несовершеннолетних как индивидуального, так и группового. Усиливающаяся урбанизация ведет за собой увеличение количества детерминант девиантного поведения: беспризорность, алкоголизм, табакокурения, наркомания, проституция и преступления подростков.
Вторая группа факторов заключается в отчуждении несовершеннолетних от традиционных сообществ и подталкивает их к объединениям с ассоциативной ориентацией. Так, не умея утвердиться в формальном коллективе сверстников конструктивными способами, подросток старается найти круг общения там, где он мог бы добиться признания и уважения. Как правило, он идет на улицу и сближается с себе подобными достаточно быстро. В последствие возникают группы социального риска.
И, наконец, третья группа факторов заключается в том, что на этапе становления социально-педагогической деятельности в школе все больше идут разговоры о приоритетности проведения профилактической работы, направленной на предупреждение тех или иных отклонений в поведении ребенка и на организацию целенаправленного процесса реабилитации детей и подростков.
Современное состояние общества требует глубокого осмысления каждого явления, происходящего в нем.
Молодежь утрачивает смысл происходящего в жизни и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни. Каждый несет ответственность за свое будущее, за будущее семьи, нации и страны.
Подрастающее поколение - это будущее нашей страны и наша обязанность воспитать его здоровыми, сформировавшимися личностями. Но, на сегодня можно сказать, что мы, взрослые, показываем своим детям не лучший пример, тем самым, провоцируем своих детей, поступать, так же, брать с нас пример. Поэтому прежде, чем изменить окружающих рядом с собой, необходимо изменить себя, свое внутреннее отношение к происходящему.
Все асоциальные явления имеют психологическую зависимость и поэтому эту зависимость необходимо «рубить на корню». Вообще антиникотиновое, как, впрочем, и антиалкогольное, воспитание следует начинать с самого раннего возраста. У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к сигаретам и спиртному. Следует внимательно контролировать контакты, общение несовершеннолетнего, ведь нередко дети тянутся к старшему возрасту. К ним нужно внимательно присмотреться и, если есть подозрения в их пристрастии к вредным привычкам, следует пресечь все возможности общения. Многое зависит и от поведения самих родителей, которые должны своим примером способствовать антиалкогольному и антиникотиновому воспитанию. При проведении тематических бесед следует не только рассказывать об отрицательных последствиях, которые наступают с течением времени, но и говорить о том, что дети теряют именно в этот период жизни. Хорошей профилактикой является установка на здоровый образ жизни, где средством формирования может служить метод психологического тренинга внутригруппового взаимодействия.
В нашем мире очень часто стали встречаться такие асоциальные явления как алкоголь и табакокурения. И нам взрослым это зачастую кажется постоянным, обыденным. Но наши дети, наблюдая эти страшные картины, берут пример с нас. С течением какого-то времени мы начинаем сами удивляться и задавать вопросы: «Почему наши дети курят? Пьют?». Но никому и в голову не пришло обвинить в этом себя, тех, кто несет ответственность за здоровье своего ребенка.
В наше время дети повседневно, почти везде наблюдают влияние асоциальных явлений. Сюда можно отнести и рекламу, и то, что эта продукция продается в магазине, пример самих взрослых, кумиров и сверстников. Действительно все это оказывает большое влияние на представление наших детей об окружающем мире, и многие поддаются этому влиянию. Возможно, к этому иногда приводят издержки нашего воспитания и внимания к нашим детям.
И наша задача взрослых объяснить и донести информацию о вреде табака и алкоголя. Иногда дети не хотят принимать реальный мир таким, какой он есть и уходят от него путем искусственного изменения своего представления о нем, путем злоупотребления различными веществами (табакокурения, алкоголь) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Это можно отнести к аддитивному поведению.
Таким образом, данные асоциальные явления это не лучший способ улучшить нашу жизнь, а тем более жизнь детей, поэтому мы взрослые в ответе за наше будущее поколение и должны показывать пример здорового образа жизни и все его положительные стороны. И сделать это так, чтобы привить и обратить внимание детей брать с нас пример. Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
II Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования у несовершеннолетних объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни, через привитие здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя, наркотиков).
Задачи:
Обобщить знания несовершеннолетних о полезных и вредных привычках, дать представление о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные;
Поддержание позитивной самооценки, предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;
Предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение, научить принимать ответственность за нормативные нарушения;
Выработка адекватных и эффективных навыков правильного общения.
Данная программа разработана для детей в возрасте от 10 до 17 лет. Тематическая программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики заболеваний. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Тематическая программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка.
III Сроки и этапы реализации
Занятия по программе проводятся 1 или 2 раза в неделю. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 9 недель; при однократных встречах – 18 недель.
1-й этап. Исходное тестирование участников группы с цель определения знаний и проанализировать результаты несовершеннолетних по проблеме асоциальных явлений и определение самооценки, отношение к себе, самовосприятия несовершеннолетнего.
Интервьюирование
Целью данной методики является определить знания и проанализировать результаты воспитанников УСО ХМАО – ЮГРЫ ЦСПСиД «Зазеркалье» по проблеме асоциальных явлений. Данная анкета использовалась нами в индивидуальной беседе с каждым воспитанником.
Как Вы считаете употребление табака и спиртных напитков – это вредно для здоровья?
Какой вред на организм наносит алкоголь?
Как выглядит человек, который употребил спиртной напиток?
Как Вы считаете, почему люди употребляют алкоголь?
Какой вред на организм наносит табакокурения?
У Вас в семье курят?
По вашему мнению, почему люди курят?
Ели бы Вы стали президентом, как бы решили данные проблемы?
Проективный тест «Лесенка», автор В.Г.Шур
Цель: определение самооценки, отношения к себе, самовосприятия несовершеннолетнего
«Тест для исследования самооценки» по методике семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация Л.П.Пономаренко, 1999).
Цель: определение самооценки несовершеннолетних; определение значимых для учащихся факторов, влияющих на самооценку.
По результатам экспериментального исследования самооценки у несовершеннолетних можно сказать, что методы и методики являются эффективными в формировании адекватной самооценки у несовершеннолетних подросткового возраста. Таким образом, наша работа по устранению заниженной и завышенной самооценки важна и целеобразна.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы.
Профилактика девиантного поведения (вступительное)
Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность.
Реклама
Проблема полоролевой идентичности
Самооценка «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку» (2)
Я и мое тело (2)
Я и мои социальные роли (2)
Принятие решений
Неагрессивное настаивание на своем
Модели сексуального поведения
Моя речь – мое зеркало
Взаимоотношения полов
Конфликт
Бродяжничество
«Здоровый образ жизни» (заключительное)
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам тренинга.
4-й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с ?классными руководителями? для анализа и проведения итогов работы.
IV Механизмы реализации программы
Формы работы: групповые и индивидуальные занятия.
Продолжительность занятия: 1 час.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
V Показатели количественной и качественной реализации программы
Интервьюирование
На основе проведенного интервьюирования мы получили следующие обобщенные результаты. В большинстве семьях курят 71%, значит можно судить о том, что ребята наблюдают данный процесс и имеют представление о вредных привычках. Причем у этих детей уже возможно формирование табачной зависимости по средствам пассивного курения. Все ответили, что табакокурения и алкоголь наносит вред здоровью, но каким образом оно вредит, полного представления не имеют. Ответы были общие, такие как: «здоровью» 21%, «приводит к смерти» 8%, «почки» 20%, «рак» 25%, «легкие» 20% и лишь единицы указали, на что оказывается негативное влияние данных асоциальных явлений. У испытуемых есть свое мнение, почему употребляют алкоголь и табакокурения в обществе. Была выявлена такая закономерность в контрольной группе, как не знание ответа на поставленный вопрос 29%.
Таким образом, мы можем судить о том, что большая часть испытуемых имеют общие представления об асоциальных явлениях, но представление о вреде и негативном влиянии на организм и здоровье человека в обществе очень слабые.
Проективный тест «Лесенка», автор В.Г.Шур
1. Завышенную самооценку имеют 8 воспитанников - 64 % от общего количества воспитанников в группе (по сравнению с первичным замером, на 4 человека меньше). Воспитанники научились видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки, научились слушать других, прислушиваться к их мнению.
2. Адекватную самооценку имеют 16 воспитанников - 64 % от общего количества учащихся (по сравнению с первичными результатами, на 7 человек больше). Воспитанники объективно оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки способны реагировать на замечания, принимая их и самосовершенствуясь. Они делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.
3. Заниженная самооценка у 1 воспитанника учащегося, что составляет 4% от общего количества учащихся класса. Данный воспитанник (девочка) сложно адаптируется в группе, так как ее положение усугубляется замечаниями родителей, постоянно сравнивающих ее со сверстниками не в лучшую сторону.
«Тест для исследования самооценки» по методике семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация Л.П.Пономаренко, 1999).
1. Рейтинг качеств, отмеченных воспитанниками, как недостаточно развитых, нуждающихся в совершенствовании.
хвалит учитель - учитель делает замечания – 3
аккуратный - неряшливый - 3
хорошо учится - плохо учится - 2
весёлый - грустный- 2
2. В среднем в группе самооценка соответствует адекватной – 15,5 баллов.
3. Завышенную самооценку имеют 7 воспитанников - 28 % от общего количества воспитанников в группе.
4. Адекватную самооценку имеют 17 воспитанников - 68 % от общего количества воспитанников.
5. Заниженная самооценка у 1 воспитанника, что, составляет 4 % от общего количества воспитанников группы.
Сравнительные данные представлены в таблице:
Завышенная самооценка Адекватная самооценка Заниженная самооценка
Первичные данные 11 8 3
Контрольные результаты 7 17 1
Выводы:
1. Дифференцированность системы ценностей. У воспитанников с низкой самооценкой баллы (абсолютная разница между полюсными качествами), полученные в результате исследования, наибольшие, то есть они выделяют наиболее ценные для них качества как недостаточно развитые. Если у «благополучных» детей разница между ценностями достигает от 0 до 3 баллов, то у «неблагополучных» от 4 до 6. По сравнению с первичными результатами количество воспитанников с заниженной самооценкой уменьшилось с 3 до 1. Количество выборов качеств, значимых для самооценки воспитанников, с наибольшей абсолютной разницей (4-6) – уменьшилось с 18 до 10. Следовательно, увеличилась мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого воспитанником.
Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта.
2.Степень соответствия самооценки предполагаемому отношению воспитателя. Признаком нарушения адаптации или снижения самооценки (в данном случае) может служить предположение или уверенность учащегося в факте недооценки его личности учителем. Данные контрольного исследования показывают, что показатель «хвалит учитель - учитель делает замечания» встречается 3 раза (в первом исследовании – 7), из них 1 раз выбор сделал воспитанник с заниженной самооценкой, 2 раза сделали выбор, как единственный для более интенсивного развития, воспитанники с адекватной самооценкой.
VI Ожидаемые результаты:
- развитие навыков противостояния негативным факторам внешней среды;
- самореализация и самораскрытие в творческой деятельности;
- стабилизация межличностных взаимоотношений;
- физическое, психологическое оздоровление подростков;
- приобщение к трудовой деятельности;
- участие в выставках различного уровня;
- оформление фотолетописи программы.
VII Достоинство программы
Повышения самооценки, уменьшения нонконформизма, выработки положительных черт характера, навыков межличностного общения, определения жизненной позиции, стратегии, формирования критического отношения к вредным привычкам.
Сравнительная таблица результатов коррекционной работы
с несовершеннолетними по педагогическому направлению
Уровни социального развития личности ребенка 10-14 лет 14-17 лет вход выход вход выход
Сформированности эмоционально- волевой сферы 40% 44% 54% 75%
Развитие познавательных интересов 40% 46% 60% 61%
Развитие нравственных качеств 40% 46% 56% 60%
Развитие коммуникативных навыков 42% 52% 52% 57%
Развитие культурно- гигиенических навыков 42% 50% 50% 56%
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНазвание темы Количество
часов натему Количество
часов на теоретические занятия Количество
часов на практические занятия
1 Профилактика девиантного поведения (Вступительное занятия) 1час. 1час I блок: «Информация» 2 Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. 1час 1час.
3 Реклама 1час 1час
4 Проблема полоролевой идентичности 1час 1час
II блок: «Положительный образ Я» 5 Самооценка
«Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку» 2часа 1час 6 Самооценка 1час 7 Я и мое тело 2часа 1час 8 Я и мое тело 1час
9 Я и мои социальные роли 2часа 1час 10 Я и мои социальные роли 1час
III блок «Принятие решений» 11 Принятие решений 1час 1час
12 Неагрессивное настаивание на своем 1час 1час
13 Модели сексуального поведения 1час 1час
IV блок: «Общение» 14 Моя речь – мое зеркало 1час 1час 15 Взаимоотношения полов 1час 1час
16 Конфликт 1час 1час
17 Бродяжничество 1час 1час 18 «Здоровый образ жизни»
(итоговое) 1час 1час Общее количество часов 18 часов 8 часов 10 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№п/пНазвание темы Цели Содержание занятия. Теоретическое Содержание занятия. Практическое
I блок: «Информация»
- Предоставление информации для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ: никотина, алкоголя, наркотических веществ;
- Повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам; Профилактика девиантного поведения (Вступительное) выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения Беседа. Интервьюирование Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны).
Коммуни-кативный тренинг; мозговой штурм;
Реклама повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам. Разыгрывание рекламного сюжета.
Проблема полоролевой идентичности обсуждение структуры полоролевой идентификации Тренинг; мозговой штурм;
II блок: «Положительный образ Я»
- Работа по формированию положительной самооценки подростков.
- Целями данных занятий выступали:
а) возможность дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
б) диагностика самооценки. Самооценка
«Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку» поддержание позитивной самооценки. Дискуссия. Проективный тест «Лесенка», авт.В.Г.ШурСамооценка моделирование своего образа «Я» в будущем дать подростку возможность осознать свои силы; «Тест для исследования самооценки» по методике семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация Л.П.Пономаренко, 1999).
Лепка; рисование Я и мое тело расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».
В.К.О.
Я и мое тело тело как ценность; формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу. Мозговой штурм; инсценирование. Игра на смену ролей; лепка
Я и мои социальные роли показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски Групповая дискуссия. Я и мои социальные роли формирование навыков преодоления эгоцентризма; определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.
Игра «Маски, которые мы надеваем»
III блок «Принятие решений»
-Умение принимать решения в различных ситуациях;
- Отношение к здоровью как к ценности (не употреблять алкоголь, наркотики, сигареты, а лучше заниматься спортом, прививать полезные привычки);
-Преодоление неуверенности в себе, не поддаваться давлению окружающих;
- Умение сказать «НЕТ» в различных ситуациях. Принятие решений Исследовать процесс принятия решения группой Тренинговая игра
Неагрессивное настаивание на своем научить подростков неагрессивно настаивать на своем Ситуативный практикум. (Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем)
Модели сексуального поведения обсуждение причин, моделей и последствий сексуального поведения; формирование адекватного отношения подростков к вопросам гигиены сексуального поведения. Тренинг
IV блок: «Позитивное общение»
- Данный этап занятий посвящен общим проблемам (барьерам) в общении, обучению учащихся социально-приемлемым способам удовлетворения потребностей взаимодействия с окружающими, и особенно со взрослыми.
Основные задачи на этом этапе работы:
а) обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
б) развитие умения выслушивать других людей;
в) формирование альтернативного взгляда в оценке проблем;
г) определение нравственной позиции членов группы;
д) формирование позитивной моральной позиции. Моя речь – мое зеркало Воспитывать нравственную ценность собственной речи. Дать понять опасности тотального распространения сквернословия
Устный журнал Взаимоотноше-ния полов научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений cо сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком. Разыграть ситуацию
Конфликт развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях Тренинг; мозговой штурм;
Бродяжничество Формировать позитивную установку на отношение к окружающему миру Час общения «Здоровый образ жизни»
(итоговое) Час общения. Подведения итогов Литература:
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 200 с.
Бадя, Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность / Л.В. Бадя. – М.: Просвещение, 1995. – 410 с.
Баркер, Р. Практика социальной работы/ Сокр. Пер. с англ./ Р. Беккер. – М.: Институт социальной работы, 2004.
Баранов, С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: 1997.
Беличева, С.А. Превентивная психологическая служба / С.А. Беличева // Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М., 1993. – 420 с.
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева // Социальное здоровье России. – 2004. - №5. – С. 18 -22.
Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики/ Д.А. Белухин. – Институт практической психологии, Воронеж МОДЕК: 2006. – 318с.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М.: Владос, 1998. – 386с.
Богомолова, Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков / Л.В. Богомолова. – М.: Академия, 2000. – 250с.
Бурменская, Г.В. Возрасто-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, Карабанова, О.В., Лидерс, А.Г. – М.: 1990.
Воложина, О.И. Если ваш ребенок не такой, как другие. – М.: «НИИ семьи», 1997.
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В Василькова. – М.: Академия, 2004. – 160с.
Волков, В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования / В.И. Волков. – М.: Сфера, 2001. – 320с.
Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собр. Соч: В 6т. Т. 1. – М., 1982. – 495с.
Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства/ Л.С. Выготский. – М.: 1983.
Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований/ П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: 1987.
Гологузова, М.Н, Социальная педагогика/ М.Н. Гологузова. – М.: 1999.
Гаврилова, Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Г.П. Гаврилова // Психологическая наука и образование. – 2002. - №1. – С.44-49.
Дети и насилие / материал Всероссийской научно-практической конференции. М. – С – Пб., 2-8 октября 2004.
Дурасов, Н.В. Специфика социальной работы с семьей как малой психологической группой / Н.В. Дурасов // Вестник. - №2. – 2004. – С. 120 -129.
Дети с отклонениями в развитии/ Под ред. М.С. Певзнер. – М.: 1966.
Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Автор составитель Мирсагатов, М.Н./ Методическое пособие. – М.: 2000 – 272с.
Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию подростков/ Д.Д. Еникеева. Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002 – 272с.
Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Академия, 2003. – 520с.
Жарков, Г.В. Клуб интеллектуальных и творческих игр как форма психологической реабилитации девиантных подростков / Г.В. Жарков // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. -№3. –С. 27-34.
Жилина, Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности / Л.Н. Жилина. –М.: Сфера, 2002. – 417с.
Зыков, О.В. Трудные дети: чьи они? / О.В. Зыков, И.Л. Барушева // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. №1. С. 10-16.
Ковалев, А.И. Социализация личности: норма и отклонение/ А.И. Ковалев. – М.: 1998.
Кирякова, А.И. Теория ориентации личности в мире ценностей/ А.В. Кирякова. Оренбург, 1996.
Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Науч. – метод, пособие / Сост. Меновщиков В,Ю,, Агрест Г.А.. Вершинин А.Т.. Трунов Д.Г. – М.: 2001. -159с.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2001. – 410с.
Крутова, О. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» / О. Крутова // Социальная педагогика. -2004. -№4. – С.97-112.
Курганова, Г. Социальная работа с уличными детьми / Г. Кургатова // Социальная педагогика. – 2004.- №3. – С. 91-96.
Личко, А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра / А.Е. Личко. – Спб.: Питер, 2002. – 280с.
Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 510с.
Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2004. -368с.
Масалев, Б.Г. Досуг: методология и метолика / Б.Г. Масалев. – М.: Сфера, 2003. – 290с.
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Могинский. – Спб.: ЮНИТИ, 1999. – 310с.
Мудрик, А.В. Социализация и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Сентябрь, 1997. – 280с.
Назин, Г.И. Муниципальная политика в сфере образования и социальное положение молодежи: социальные аспекты / Г.И. Назин. – Сургут: Изд- во СурГУ, 2001. – 222с.
Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 490с.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 1995. – 380с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2002. – 480с.
Павленок, Г.Д. Основы социальной работы / Г.Д. Павленок. – М.: Сфера, 2001. – 220с.
Прихожан, А.И. Проблемы подросткового кризиса / А.И. Прихожан // Психологическая наука и образование – 2001. - №1. – С. 76-79.
Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Академия, 2001. – 360с.
Социальная защита населения / Под ред. Л.К. Кошелева. – М.: Академия, 2001. – 648 с.
Сократов, Н. Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей / Н. Сократов // Воспитание школьников. – 2003. - №9. – С. 44-46.
Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г Степанов. – М.: Педагогика, 2003. – 280с.
Степанова, Т.П. Проектирование имиджа у юношества / Т.П. Степанова. – Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2004. – 240с.
Стрельцов, Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУ, 2000. – 220с.
Сукало, А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей / А.А. Сукало. – Спб.: ЮНИТИ, 2004. – 320с.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАСБУ, 1995. – 420 с.
Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В.А. – Киев: Украинська Мова, 1995. – 290с.
Флейк-Хобсон, К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон. – М.: Просвещение, 1999. – 290с.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Владос, 2001. – 280 с.
Цилуйко, М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением / М.В. Целуйко // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы – 2001. -№1. – С. 112-118.
Чичановский, А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность / А.А. Чичановский. – М.: Академия, 1999. – 410с.
Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 180с.
Шеляпин, В. Поддержка населения / В. Шеляпин // Социальная работа. - №4. – 2003. – С. 45.
Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2001. – 208с.
Шеляг, Т.В. Технология социальной работы / Т.В. Шеляг. – М.: Владос, 2001. – 437 с.
Шихарев, П.Н. Жить без алкоголя? / П.Н. Шихарев. – М.: Академия, 1999. – 388с.
Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256с.