Методическая разработка учебного проекта (проектного модуля) по русскому языку Поговорим о союзах.



Методическая разработка
Учебный проект
«Поговорим о союзах»
(русский язык, 7 класс)
Автор разработки: Полшкова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Селекция
Кстовского района Нижегородской области
Методическая разработка учебного проекта
1. Краткая справка. Предметное содержание проекта.
В процессе реализации проекта учащиеся будут знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз, разряды союзов по строению и по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, способ написания союзов.
А также будут уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении, строить предложения, используя союзы, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненённые и сложноподчинённые предложения, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы.
2. Используемый УМК
1. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М. : Просвещение, 2008 год. .
2.Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Москва: Просвещение 2008 год.
3.Презентация «Союз как служебная часть речи», «Разряды союзов», «Алгоритм постановки запятой при однородных членах и в сложном предложении», таблица «Правописание производных союзов»
«Раздел программы «Служебные части речи»
Предметная тема « Союзы»
Обоснование актуальности
Не секрет, что дети и взрослые испытывают затруднения в распознавании союзов, их правописании и расстановке знаков препинания как в простых, так и в сложных предложениях. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что нам приходится строить устное или письменное высказывание. Бытует мнение: если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. К сожалению, не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться.
В любом случае в основе грамотной речи лежат нормы литературного языка: фонетические, грамматические, орфоэпические и т.д. Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации. Способ слитного написания производных союзов, который рассматривается при изучении темы «Союз», сложно усваивается детьми, кроме этого проверяется на ЕГЭ (задание 13). Также в задании 15, 18, 19 проверяется умение расставлять запятые. Кроме этого учащиеся каждый день сталкиваются с проблемой расстановки знаков препинания как в сложном, так и в простом предложении с однородными членами и, к сожалению, допускают ошибки. Поэтому рассмотрение темы «Союз» нуждается в более четком и детальном изучении. Данный учебный проект позволит продолжить работу по формированию проектных умений.
Определение проблемы, цели и задач проекта
Проблема: учащиеся допускают большое количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок при написании предложений с союзами
Цель учебного проекта: создать лингвистическую папку по теме «Союз», в которую вошли бы таблицы, алгоритмы, схемы, инструкции, помогающие учащимся соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные нормы.
Задачи проекта:
1. Изучить теоретический материал по теме «Союз»:
- определить лексическое значение и этимологию слова «союз»
- проанализировать информацию и определить, когда появился союз как часть речи
-проанализировать роль союзов в речи
-проанализировать высказывания лингвистов о союзах
-изучить общую характеристику и виды союзов
-определить особенности подчинительных и сочинительных союзов
-проанализировать вопросы правописания союзов в русском языке
-проанализировать вопросы расстановки знаков препинания при однородных членах и в сложном предложении
2. Составить схему «Разряды союзов», таблицу «Сравнение производных предлогов с созвучными сочетаниями слов (местоимениями (наречиями) с частицами (предлогами)», самоинструкцию «Правописание производных предлогов», алгоритм «Запятая при однородных членах и в сложном предложении»3. Оформить собранный материал в лингвистическую папку «Поговорим о союзах»
5. Проектные и исследовательские умения (метапредметные результаты)
1) Самостоятельно обрабатывать информацию и проводить коррекцию полученной информации для группового проекта
2)Создавать модели (схемы, таблицы)
3)Делать выводы на основе анализа структурированной информации
4)Формулировать проблему на основе анализа ситуации и причины существования проблемы в ходе групповой работы
5) Формулировать цель
6)Самостоятельно планировать способы реализации цели
7)Распределять групповые роли и зоны ответственности при выполнении групповых действий
8)Согласовывать свои действия с действиями группы
9)Использовать различные приемы публичного выступления
Описание проектного продукта с критериями оценки
Проект предполагает получение продукта в виде лингвистической папки, в которую войдут следующие разделы:
1.Теоретические сведения о союзах
А)Лексическое значение и этимология слова «Союз»
Б) Сведения о появлении союза как части речи
В) Сведения о роли союзов в речи
2. Практический материал
А) Таблица отличия союзов от самостоятельных частей речи
Б) Схема распределения союзов на разряды с примерами
В) Алгоритм расстановки знаков препинания в союзных сложных и простых предложениях с однородными членами, связанными союзами
Г) Таблица и самоинструкция слитного написания союзов и раздельного написания самостоятельных частей речи
Д) Текстовый материал – примеры, демонстрирующие орфографические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского языка при изучении темы «Союз».
7. Структура проекта
Работа по реализации учебного проекта «Поговорим о союзах» организуется в 7 классах в течение 8 уроков русского языка при изучении темы «Союзы».
8. Ход проекта
Фаза проекта Фор ма орга низа цииДеятельность учителя Деятельность учащихся Проектный продукт (промежуточный или итоговый )Подготовительный
Актуализация Урок
1 Приветствует, актуализирует учащихся с помощью рассказа о трудностях в изучении темы «Союз»
выявляет знания учащихся о союзах,
готовит к выявлению, пониманию и принятию проблемы на основании д/з (см. Приложение 1)
Учащиеся отвечают на вопросы
Актуализированы знания, необходимые для проекта
ПроблематизацияУрок 1 Помогает обработать результаты опроса в виде диаграммы:
- Давайте попробуем оформить результаты опроса в виде диаграммы.
- Что нам для этого надо знать? (количество опрошенных людей, количество людей, давших правильный ответ, и количество людей, давших неправильный ответ)
- Как посчитать процент выполнения задания?
Помогает (при необходимости) сформулировать проблему:
-Сформулируйте, пожалуйста, проблему?
Представляют результаты проведенного опроса среди родителей и учеников школы, делают выводы.
Обрабатывают результаты опроса с помощью диаграммы
Формулируют проблему Сформулирована проблема: Взрослые и дети не всегда видят союзы, так как имеют непрочные знания, а значит, допускают орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки .ЦелеполаганиеУрок 1 Подводит к формулировке цели и определению задач.
Участвует в обсуждении (см. Приложение 2)
Формулируют цель и задачи проекта
Сформулирована цель и задачи проекта: создать лингвистическую папку о союзах
Концептуализация
И
Моделиро ваниеУрок 1 Организует обсуждение образа ожидаемого проектного продукта (Приложение 3)
Помогает учащимся определить критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Фиксирует предложенные критерии оценки (Приложение 4) Выдвигают идеи оформления папки: определяют содержание и внешний вид продукта.
Разрабатывают вместе с учителем критерии оценки результатов деятельности. Определен ожидаемый продукт: папка
« Поговорим о союзах».
Планирование Урок 1 Организует работу групп по планированию деятельности в проекте.
Упражнение «Планирование» (приложение 5) Распределить обязанности между членами рабочей группы Определен план деятельности в проекте, распределены обязанности для реализации проекта.
Реализа цияУрок
2-7
Самостоятельная работа дома Организует взаимодействие, сотрудничество учащихся при создании образовательного продукта.
Организует выполнение практической работы учащихся по созданию таблицы, схемы, алгоритма (см. приложение 6,7, 8 )Консультирует, рекомендует, наблюдает. При необходимости, осуществляет корректировку деятельности учащихся .Разрабатывают проектный продукт, оформляют результаты совместной деятельности, продумывают его презентацию в классе Создан проектный продукт - папка
Презента ция итогового продукта
Урок 8 Организует процесс представления продуктов, обсуждения, оценки  и его защиты (Приложение 8) Выступают с защитой своего продукта. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Оценивают друг друга на основании выдвинутых критериев. Оценки полученного продукта.
Оценка
Рефлексия
Задает вопросы для рефлексии
- Какую проблему мы решали?
- Какую ставили цель?
-Какой ожидали получить результат?
-Достигнут ли ожидаемый результат?
- Какие этапы оказались наиболее трудными? Почему?
- Насколько эффективна была групповая работа для достижения целей проекта?
-Сможете ли вы осуществить проектную деятельность сами, без группы?
Анализируют выполнение проекта, рефлексируют деятельность, формулируют перспективы реализации проекта. Осознание метапредметного результата
Приложение 1
Прочитайте текст. О чем вы прочитали текст? Какую проблему поднимает Иванов? Сформулируйте авторскую позицию по данной проблеме.
Не пользуясь справочниками, посчитайте количество союзов в тексте. Затем попросите родителей выполнить это же задание. Какой результат вы получили? Сравните результаты. Сделайте выводы.
Любите ли вы литературу так, как люблю её я?  Любите ли вы читать книги?
Затратное занятие. Но это как посмотреть. Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, потраченные на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть и другие… Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. Будто просидел три часа на бесполезном собрании. После таких книг становишься только глупее. Вечная проблема выбора. Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. А в «толстяках» редакционный цикл — полгода. Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. Хочется купить всё. Как голодный перед колбасной витриной. Но уже знаешь, что не всё съедобное. А что съедобное и что несъедобное? На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. А те, что вытиснены, враньё. Плавали, знаем, успели распробовать. Есть книги, без которых можно спокойно прожить. Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. И таких читателей становится всё больше. Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха. 
(По В. Иванову)
Упражнение «Оформи титульный лист» (приложение 2)
Тема проекта:
Цель:

Выполнил:
Упражнение «Образ будущего продукта» (Приложение 3)
Планируемый продукт ______________________________________
Критерии Планируемые характеристики продукта
1. Наличие титульного листа 2 Наличие
2 разделов Наличие теоретического материала (лексическое значение и этимология слова «союз», сведения о появлении союза как части речи, сведения о роли союзов в речи)
Наличие практического материала (таблица отличия союзов от самостоятельных частей речи, схема распределения союзов на разряды с примерами, алгоритм расстановки знаков препинания в союзных сложных и простых предложениях с однородными членами, связанными союзами, таблица и самоинструкция слитного написания союзов и раздельного написания самостоятельных частей речи, текстовый материал – примеры, демонстрирующие орфографические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского языка при изучении темы «Союз».Упражнение «Оценка полученного продукта» (Приложение 4)
Полученный продукт _____лингвистическая папка «Поговорим о союзах»_
Полученные характеристики продукта:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Мои выводы по оценке продукта: ____________________________
Карта с критериями оценки папки (Приложение 4)
Критерии оценивания продукта Кол-во баллов
Наличие титульного листа 2. Собран материал, соответствующий теме 3.Папка содержит необходимый материал в полном объёме:
- наличие теоретических сведений;
- наличие схем, таблиц, алгоритмов в полном объёме;
- наличие подобранных самостоятельно примеров к таблицам, схемам, алгоритмам; 4.Материал оформлен грамотно (без ошибок )5.Оформлен аккуратно, ярко, красочно 6.Примеры предложений отражают грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка по теме «Союзы» Итого 3-х бальная шкала: 0 – критерий не представлен, 1- критерий представлен частично, 2 –критерий представлен на достаточном уровне, 3 – критерий представлен полностью.
Упражнение «Планирование» (Приложение 5)
Проблема Цель: Задача 1: Задача 2: Задача 3: Чтобы решить задачу № _____, надо выполнить следующие действия:
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.___________________________________________________________
Приложение 6
Схема «Разряды союзов»
Составьте схему
Разряды союзов

По функции
По составу

сочинительные
Простые
Составные
Подчинительные

Из двух и более слов
Из одного слова
с
у
в
цппрс
и

Связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного
Связывает простые предложения в составе сложного, в котором одно предложение подчинено по смыслу другому

Приложение 8
Заполни таблицу «Сравнение производных предлогов с местоимениями (наречиями) с частицами (предлогами)»
Область сравнения Союзы Местоимения (наречия) с частицами (предлогами)
1. Отвечают на вопрос нет да
2. Имеют лексическое значение Нет Да
2.Выполняют синтаксическую функцию связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного являются членами предложения (дополнения, определения, обстоятельства)
3. Пишутся слитно (одно слово) раздельно (два слова)
4. Выполнить проверку можно
можно
ЖЕ, БЫ нельзя опустить ЖЕ, БЫ можно опустить
Тоже = также = и То же (самое)
Чтобы = для того чтобы Что бы (гл. в условном наклонении)
Зато = но За то (сущ. С.р)
Упражнение «Составь самоинструкцию»
Самоинструкция «Правописание производных предлогов»
Чтобы отличить производные союзы от сходно звучащих сочетаний слов:
1) проверяю, нет ли в предложении оборотов то же, что и; так же, как и; помню, что слова в этих оборотах пишутся раздельно;
2)определяю, можно ли к слову подобрать синоним:
Да Нет
Это союз опустить или переставить частицы же и бы или задать к слову
вопрос
Да
Это сочетание местоимения (наречия) с частицей и предло -
гом, пишу слова раздельно
Приложение 7
АЛГОРИТМ «Запятая при однородных членах и в сложном предложении»
1. Читаю предложение

3.Определяю количество грамматических основ
2. Выделяю грамматическую основу

4. Определяю простое или сложное предложение

6. Определяю группу сочинительных союзов
5.Нахожу сложное предложение
5. В простом предложении нахожу союз

7. Противительный союз
7. Разделительный союз
7Соединительный союз

8. Нахожу разделительный или соединительный союз, составной или повторяющийся

9. Ставлю запятую

Приложение 9
Упражнение «Памятка для защиты проектного продукта»
1. Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки? потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

11. Список используемой литературы
Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с.
Плетенева О.В., Целикова В.В., Бармина В.Я, Белаш Е.А. Портфель дидактических материалов для разработки программы развития компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2008
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Учительский портал www.uchportal.ru/
Социальная сеть работников образования nsportal.ru/
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс/Под ред.проф. Е.Я.Когана.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.- 48с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8-9 класс/Под ред.проф. Е.Я.Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.- 48с.