Методические рекомендации по теме орфографическая зоркость


Орфографическая зоркость
Рассмотрим, как определяют понятие «орфограмма» ученые-методисты. М.Р. Львов: «Орфограмма — это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки» (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 131). «Орфограмма — это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» (Цитата приводится по кн.: Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. С. 130.) «Орфограмма — это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным» (Разумовская ММ. Методика обучения орфографии в школе. М., 1992. С. 22). П. С. Жедек определял «как письменный знак, буква, которая не устанавливается на слух. ( «Вопросы теории и методики обучения фонетике, графике, орфографии», с. 64)
Учитель определил для себя не все важные задачи по работе над орфографией. В понимании ученикам трудно увидеть «ошибкоопасные места». Так называемая «орфографическая слепота» является одной из основных причин допускаемых ошибок. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил. Неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки. Таким образом, формирование у учащихся орфографической зоркости - становится важной задачей обучения.
Работая по учебникам УМК «Гармония» эта орфографическая задача решается на основе Букваря ( предусмотрены специальные уроки обучения грамоте, на которых дети знакомятся с признаками «опасных мест» для гласных и согласных) и учебника « К тайнам нашего языка» для 1-го класса. От того какое лингвистическое развитие получит первоклассник, как он научится слышать звучащее слово, соотносить звуки и буквы, сравнивать их, от того, какие у него сложатся обобщения, осознаёт ли он слово как предмет особого наблюдения, начнёт ли замечать различия слов, предложений, задумываться над ними, во многом зависит успешность будущего изучения. На уроках обучения грамоте предлагаются задания, помогающие первоклассникам постепенно осмысливать природу русского письма, сущность и опознавательные признаки встречающихся « опасностей», а также накапливать опыт нахождения «опасных мест» в читаемых словах, предложениях.
Дети узнают, что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука или парного по глухости - звонкости согласного, например, на конце слова или перед другой согласной , бывают разные буквы (о или а, е или и, б или п, з или с), но для конкретного слова правильна только одна из них и ее надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании.
Таким образом развивать орфографическую зоркость необходимо, так как это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции.
Наши дети должны быть грамотными.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Работу по развитию орфографической зоркости надо вести с курса обучению грамоте. Этот вопрос меня интересовал давно. Поэтому я стала работать по УМК «Гармония», где ключевой момент именно решение орфографических задач. Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.В. Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа») я пришла к некоторым выводам:
-работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания,
-ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление воз -можной ошибки. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками,
-развивать фонематический слух.
- обучать правильному списыванию текста.
- прививать интерес к чтению.
- интегрировать уроки русского языка и чтения.
- развивать словарный запас детей.
Проявлением орфографической зоркости в 1 классе является приём записи слов и предложений под диктовку с предварительным выявлением орфограмм, используя схемы, где отмечая в качестве «опасных мест» пока только его начало и конец. Потом первоклассники должны выполнить два действия: послушать предложение, чтобы понять его и постараться запомнить, после чего «записать» предложение черточкой, показывая его границы и подчеркивая известные «опасные места».
На следующем этапе в воспринятых на слух предложениях дети показывают количество слов и содержащих указание на новые «опасные места»: пробел между словами. Когда первоклассники овладеют понятием слог и научатся определять количество слогов, их действия при письме под диктовку дополняются еще одним шагом: «записью» слов слоговыми дугами. После знакомства с ударением отрабатывается умение обозначать в схеме ударные слоги и точкой как сигналом «опасности» показывать безударные гласные звуки. Затем «записывать» предложения под диктовку, обозначая ударные гласные буквами.
Списывание способствует не только формированию орфографической зоркости, но и развитию орфографической памяти, а также становлению самоконтроля. Этим и объясняется его довольно высокая эффективность. Приём обеспечивает активное включение всех видов памяти (зрительной, слуховой, артикуляционной, моторной), что позволяет использовать его как для успешного запоминания орфографического облика конкретных слов, так и для совершенствования орфографической памяти в целом. Вот почему такому списыванию на первых этапах орфографической работы должно уделяться самое серьёзное внимание.
Регулярное проведение списывания обеспечивает развитие у детей, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, орфографической памяти, а в-третьих, важнейшего умения - проверять написанное. Однако для достижения результатов упражнение учащихся в таком списывании должно быть систематическим, при списывании наблюдать за соотношением звуков и букв, обращать внимание детей на то, что иногда мы можем писать так, как говорим, а иногда - по-другому. При этом в поле зрения учеников должны попадать как те случаи, когда звук и буква совпадают, так и другие.
Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций (приём был разработан П.С. Жедек.)
вбирает в себя два традиционных: списывание и письмо по памяти. Этот приём предусматривает работу с памяткой. Рядом со словесным описанием каждой операции есть её условное обозначение для детей.
1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.
Первое чтение должно обеспечить понимание того, что предстоит списывать: слова, сочетания слов, предложения. Чтение может быть коллективным или индивидуальным; запись может находиться на доске, в книге, в прописях. Для первоначального обучения правильнее работать с доской.
2) Отмечаем «опасные места». Отмеченные ребёнком орфограммы (подчёркнутые или указанные точкой) оказываются для него своеобразными сигналами светофора, привлекающими особое внимание именно к «опасным» при письме местам. При этом важно, что нашёл их и отметил он сам.
3) Читаем ещё раз вслух так, как написано. Чтение должно быть именно орфографическим и выполняться с хорошей артикуляцией, вслух (при коллективной работе) или шёпотом (при индивидуальной), но не про себя.
4) Повторяем, как было написано (не глядя на запись). Повторное орфографическое проговаривание проводится также вслух или шёпотом. Требование «не глядя на запись» можно выполнить двумя способами: закрыть запись (на доске занавеской, в книге, прописях карточкой) или предложить детям закрыть глаза.
5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шёпотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места». Очень важно, чтобы ученик не смотрел на запись (не «срисовывал»); сам себе диктовал; делал это снова вслух или шёпотом; по ходу письма отмечал «опасные места».
6) Открываем и проверяем: читаем по слогам - все ли звуки обозначены
(помогаем себе карандашом), сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы. В процессе самопроверки важна материальная фиксация каждой из выполняемых операций: читая и соотнося звуки и буквы, ученик карандашом помогает себе выделять слоги; сверяя орфограммы, он отмечает их.
Систематические упражнения в развитии орфографической зоркости на основе знания признаков «опасных при письме мест» закладывают у детей понимание общего принципа орфографического действия при письме буквенных орфограмм, являются важной частью нового содержания работы на уроках чтения и письма.