Орфографическая зоркость у учеников первого и второго классов
Орфографическая зоркость у учеников 1,2 классов
Орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическую зоркость развить можно только постепенно, выполняя различные упражнения, которые обеспечивают не только зрительное но и слуховое, восприятие и запоминание орфографического материала. Для зрительного внимания необходимо проводить: объяснительные диктанты, изложения, выборочное списывание. Слуховое восприятие развивается при проведении предупредительного диктанта, а так же поможет использование сигнальных карточек. Орфографическое проговаривание отлично поможет для развития речедвигательного восприятия. Ни в коем случае, нельзя забывать про выполнение письменных упражнений, помимо обычной грамотности, поможет развить рукодвигательное восприятие орфографической зоркости. [1]
Формирование орфографической зоркости у школьников одна из актуальных проблем, стоящих перед всеми учителями. Но, несмотря на её возраст, проблема развития орфографической зоркости до сих пор не решена, поэтому работать над ней необходимо начинать с 1 класса.
Другое понятие орфографической зоркости – это «способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы» [2]. Так же не обходимо научиться находить ошибки в письменном виде, не только собственные, но и чужие. Как раз одной из главной причин, почему учащийся допускает ошибки является отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность. Если она плохо сформирована, даже хорошее знание правил, не избавит от ошибок в процессе работы, поскольку школьник не увидит орфограмму в процессе письма. «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением», на сегодняшний день, одна из самых проблемных тем для изучения у учеников первого и второго классов. Казалось бы, все правила знакомые, могут вставить пропущенные буквы в словах, но в свободной записи допускаются ошибки.
Можно выделить пять орфографических умений, которые следует формировать у младшего школьника.
Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
Применять правило
Проверять написанное
Осуществлять орфографический самоконтроль.
Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, формируется или стихийно, или целенаправленно. А.И. Кобзев в начале 60-х начал разрабатывать действенные способы формирования умений ставить орфографические задачи. Им был предложен диктант «Проверяю себя» во время которого, дети пропускают ту букву, в которой не уверены. Затем ученики задают вопросы одноклассникам, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Таким образом, ученики первых классов, воспитывают орфографическую зоркость, выполняя сложное упражнение, которое дети называют письмо с «окошками». [1]
Что бы развить эти умения, существует не мало упражнений. Становление орфографической зоркости у ученика начальных классов во многом зависит от того, насколько прочно он овладеет этими умениями. Работу по развитию орфографической зоркости целесообразно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответственными буквами. Хороший результат будет только в том случае, если работа по формированию орфографической зоркости будет целенаправленной и систематической. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы не только те, что знают, но еще и те которые не проходили в процессе обучения.
Вся эта работа так же помогает в развитии памяти ребенка, наблюдательности, зоркости и что самое важное, учит детей систематизировать и проводить анализы. На самом деле все виды по формированию орфографической зоркости трудно даже просто перечислить, поскольку этот процесс очень творческий, можно разработать различные методики для развития этого навыка, конечно этот процесс займет много времени, но результат не заставит себя ждать, поскольку будет сразу заметна более высокая грамотность у учащихся начальной школы.
Список использованной литературы
1. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. 2014. №18. С. 584-586. 2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М. «Просвещение» 1990.
·15