Портфолио — форма оценки личностных достижений педагога дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров школьников г. Курска»
Портфолио - форма оценки личностных достижений педагога дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров школьников г. Курска»
Анализ результатов педагогической деятельности педагога может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебно-воспитательных достижений (портфолио). Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности – в учебно-воспитательной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Портфолио - является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Важной целью портфолио является – предоставление отчета по процессу учебно-воспитательной деятельности педагога, показ «картины» значимых результатов в целом, обеспечение отслеживания индивидуального прогресса педагога в широком учебно-воспитательном контексте, демонстрация способностей в практическом применении и росте профессиональной культуры педагога. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные профессиональные задачи:
поддерживать высокую мотивацию педагога к улучшению педагогической деятельности;
поощрять активность, расширять возможности самообучения;
развивать рефлексивную и оценочную (самооценочную) деятельность педагога;
совершенствовать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность по самообразованию;
содействовать персаонализации самосовершенствования педагога;
совершенствовать возможности для успешной социализации личности педагога.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности педагогических достижений конкретного педагога.
Портфолио (в широком смысле слова) – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его педагогической деятельности. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документальных) индивидуальных педагогических достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Необходимо указать перечень сертификатов, входящих в его состав. Документы или копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Преимущества данного варианта: оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения профессионального рейтинга педагога, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга. Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального роста педагога, разнообразия его творческой компетенции, его учебно-воспитательного стиля, профессиональных интересов и т.д.
«Портфолио отзывов» - это сбор характеристик отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений образовательных учреждений и МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска», а также письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности и ее результатов, и планирование будущих этапов профессионального роста педагога. Портфолио отзывов представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.
В формировании портфолио участвуют: педагоги, методисты, психологи, руководители структурных подразделений и методических служб, администрация МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Руководители структурных подразделений, методических служб разъясняют назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивают необходимыми формами, бланками, рекомендациями, и ранжируют с педагогами представленные документы.
Педагоги собирают документы, условно разделяя их на три группы:
официальные;
творческие работы;
отзывы, рекомендации.
Педагоги составляют перечень документов, ранжируют их.
4. Руководители структурных подразделений, методических служб пишут рецензии, отзывы и т.д.
СХЕМА
«Портфолио документов» и оценки его материалов
Позиции
Компоненты
Результаты
(уровень степени)
Блок А
Профессиональные конкурсы педагогического мастерства
Городской (победитель, призер, участник)
Окружной
Всероссийский
Международный
УДОД и др.
Диплом I, II, III и др.
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями образования (ВУЗы, СУЗы, УДОД, культурно-образовательные фонды и др.)
Участие в научных обществах, учреждениях и др.
Мероприятия, проводимые внутри учреждения ДОД
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, научно-исследовательских работ педагога, а также описание основных форм и направлений педагогической, методической, творческой работы педагога (участие в конкурсах, выставках, научных конференциях, ведение элективных курсов, работа по технологии проектного обучения и других передовых направлений педагогики). Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, качества представленных работ по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный уровень педагогической компетентности.
Портфолио оформляется в виде творческого журнала педагога с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущество данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике профессиональной компетенции педагога.
«Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, состоятельности в педагогической карьере педагога.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ».
Научно-исследовательская работа, рефераты, доклады, указываются изученные материалы, названия рефератов, докладов, количество страниц, иллюстраций и т.д.
Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста, работы в печатном или электронном варианте.
Методико-дидактическое обеспечение образовательного процесса. (Технологические карты, макеты, образцы изготовления изделий и др.) Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Искусствоведческая творческая деятельность педагога. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках и др. мероприятиях данной направленности.
Другие формы творческой активности: участие в хоре, оркестре, театре. Указывается продолжительность таких участий, гастроли, концерты.
Элективные курсы, курсы профильной направленности. Делается запись о названии составленной образовательной программы элективного курса или курса профильной направленности для старшеклассников города.
Занятия на различных образовательно-методических курсах, обучение в ВУЗах, СУЗах и др. указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
Участие в профессиональных конкурсах. Указывается вид мероприятий, время проведения, достигнутый педагогом результат.
Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем педагога.
Спортивные достижения педагога. Делается запись об участии в соревнованиях (международных, российских, областных, городских). Наличие спортивного разряда.
Другое.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений образовательного учреждения и других. Здесь необходим письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности, ее результатов и планирование будущих этапов роста. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочие. Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки педагога, что повышает степень осознанности процессов, связанных с профессиональной деятельностью педагога. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
заключение о качестве выполненной работы (по научно-методической теме);
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
отзыв о работе в творческом коллективе;
выступления на научно-практической конференции педагогов;
резюме, подготовленное самим педагогом, с оценкой собственных достижений;
другое.
Используемая литература
Ильина И.В. Белова С.Н. «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений педагога ДО» «Завуч» № 8, 2006г.
Информационные коммуникационные педагогические технологии. Обобщения и рекомендации. Уч. пособие под редакцией В.А. Трайнева, М.Дашкова и К.О. 2006г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Уч. Пособие для вузов (под редакцией Е.С. Полат М. Академия-Центр 2007г.)
Основы деятельности тьютора в системе дистанционного обучения. Под редакцией О.С. Щетников М. Дрофа 2006г.
Полат Е.С. ред. Моисеева М.В., Петров А.Е. педагогические технологии дистанционного обучения. Уч. Пособие для вузов. М. Академия.
Селевко В.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М. НИИ «Школьные технологии» 2005г.
Проект локального акта
«Портфолио - форма оценки достижения педагога
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Общие положения
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательно-методических и творческих достижений педагога. Портфолио служит для решения следующих профессиональных задач педагогов:
поддерживать и стимулировать мотивацию к самообразованию;
поощрять их активность и стремление к повышению педагогической компетенции;
совершенствовать рефлексивную и оценочную деятельность педагогов;
совершенствовать умения: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность по самообразованию;
содействовать персонификации педагогических устремлений в образовательно-методической и творческой деятельности;
содействовать педагогу в успешной социализации личности;
совершенствовать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной сфере.
Форма портфолио.
Комплексное портфолио – наличие трех составляющих:
«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
«Портфолио работ» – собрание различных творческих проектных научно-исследовательских работ педагога, а также описание основных форм и направлений педагогической, методической, творческой деятельности педагога. Участие в конкурсах, выставках, научных конференциях, ведение элективных курсов, работа по технологии проектного обучения и других направлений педагогики;
- Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах. Учитывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем педагога;
- Спортивные достижения педагога. Делается запись об участии в соревнованиях (международных, российских, областных, городских). Наличие спортивного разряда;
- Другое.
Структура портфолио:
1. Общие сведения о педагоге.
2. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога.
3. Перечень сертификатов, входящих в состав «Портфолио документов».
4. Портфолио работ. Творческий журнал педагога.
5. Порфолио отзывов.
Цели и задачи:
- поддерживать высокую мотивацию педагога к улучшению педагогической деятельности;
- поощрять активность, расширять возможности самообучения;
- развивать рефлексивные и оценочную (самооценочную деятельность педагога;
- совершенствовать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность по самообразованию;
- содействовать персонализации самосовершенствования педагога;
- совершенствовать возможности для успешной социализации личности педагога.
Общие сведения о педагоге.
Личные данные.
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Год рождения______________________________________________________
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация, по диплому)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;_________________________________________________________
Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Занимаемая должность на момент составления портфолио________________
Общий трудовой стаж_______________________________________________
Стаж педагогической работы (по специальности).
Приложение: копии дипломов, сертификатов и других документов из разделов.
Портфолио документов – портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога.
Позиции
Компоненты
Результаты
(уровень, степень)
Блок А
Профессиональные конкурсы педагогического мастерства
Городской (победитель, призер, участник).
Окружной
Всероссийский
Международный
УДОД и другие
Дипломы I, II, III и другие
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия, конкурсы, проводимые учреждениями (ВУЗы, СУЗы, УДОД, культурнообразовательные фонды и другие)
Участие в научных обществах образовательных учреждений другие.
Мероприятия, проводимые внутри ОУ ДОД.
Приложения: копии документов
Перечень сертификатов, входящих в состав «Портфолио документов».
Портфолио работ. Творческий журнал педагога.
1. Научно-исследовательская работа. Рефераты. Доклады.
№ п/п
Название рефератов, докладов
Количество страниц, иллюстраций
Изученные материалы
1.
2.
3.
4.
2. Проектные работы
№ п/п
Тема проекта
Описание работы. (возможно приложение в виде фотографий, текста, работы в печатном или электронном варианте и т.д.)
1.
2.
3.
4.
3. Методико-дидактическое обеспечение образовательного процесса (технологические карты, макеты, образцы изготовления изделий)
№ п/п
Указывается конкретная работа
Краткое описание работы
1.
2.
3.
4.
4. Искусствоведческая творческая деятельность педагога.
- Перечень работ.
- Участие в выставках и других мероприятиях данной направленности
№ п/п
Наименование выставки, мероприятия
Дата проведения
Место проведения
1.
2.
3.
5. Другие формы творческой активности педагога (участие в хоре, оркестре, театре и другие).
№ п/п
Указать продолжительность участий
Наименование творческого коллектива
Гастроли, концерты
1.
2.
3.
4.
6. Педагогические инновации.
Перечень составленных образовательных программ, элективных курсов, курса профильной направленности для старшеклассников города
№ п/п
Наименование образовательной программы, курсов
Рекомендации к применению
1.
2.
3.
4.
7. Занятия на различных образовательно-методических курсов, обучение в ВУЗах, СУЗах и другие.
№ п/п
Название учреждения, организации
Продолжительность занятий
Результаты
1.
2.
3.
4.
8. Участие в профессиональных конкурсах.
№ п/п
Вид мероприятия
Время проведения
Достигнутый педагогический результат
1.
2.
3.
4.
9. Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах.
№ п/п
Тема мероприятия
Название, проводившей мероприятие организации
Форма участия в мероприятии педагога
1.
2.
3.
4.
10. Спортивные достижения педагога
№ п/п
Участие в соревнованиях
Уровень соревнований
Наличие спортивного разряда
1.
2.
3.
4.
11. Другое.
Порфолио отзывов.
Характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г Курска». Письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности и ее результатов. Планирование будущих этапов профессионального роста педагога.
Форма «Портфолио отзывов»
текст заключений;
отзывы;
рецензия;
резюме;
эссе;
рекомендательные письма.
Пример оформления «Портфолио отзывов»:
заключение о качестве выполненной работы (по научно- методической теме);
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
отзыв о работе в творческом коллективе;
выступления на научно- практической конференции педагогов;
резюме, подготовленное самим педагогом с оценкой собственных достижений;
другое;
15