Программа развития патриотизма в Городском центре технического творчества
Пояснительная записка
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране - формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Казахстан реализует программу развития страны до 2050 года, инициированную Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Она воплотила в себя все лучшие инновационные решения, мировые практики и передовой опыт.
«Стратегия «Казахстан-2050» очертила перед нами новые стратегические горизонты развития страны.
Во все времена идея патриотизма, представляющая собой один из составных элементов общественного сознания, отражающего отношение личности к Родине, занимала главное место в духовной жизни каждого общества и являлась важной составляющей его деятельности. В современном мире эта идея приобретает особое значение и звучание.
Любовь к своему Отечеству, гордость за него, готовность защищать его начинают вытесняться более рациональными принципами: «Родина там, где мне хорошо», «В современном информационном открытом обществе важнее чувствовать себя гражданином мира, а родина, патриотизм – это понятия сегодня устарели». Ситуация усугубляется глобальным финансовым кризисом, в условиях которого обостряются старые проблемы (рост преступности, наркомании) и возникают новые (например, потеря уверенности в завтрашнем дне, рост безработицы, терроризм и т.д.).
Исторически сложилось так, что именно учебные заведения являются фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача программы – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков.
Программа позволяет:
- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов Казахстана;
- научить анализировать и понимать органическую целостность истории культуры народов Казахстана;
- понять учащимся их личную ответственность за будущее Казахстана.
Цель программы
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в ГЦТТ, способствующей формированию у учащихся Центра высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны
Задачи программы
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формировать необходимые материальные и правовые норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Ожидаемые результаты
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности занятиях в кружках;
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных законодательством
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, Центр должен подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных законодательством;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Основные направления программы
Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
тематические классные часы, беседы,
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,
конкурсы, соревнования,
посещение музеев,
праздники, посвященные памятным датам
выставки.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направление деятельности Мероприятие Сроки Ответственные
Организационно-методическое обеспечение Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности В течение работы программы Зам. директора по УВР
Создание библиотечного фонда центра справочной, познавательной, художественной литературы Библиотекари
Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий. Методическая служба
Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание Разработка системы развивающего обучения Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания” Создание концепции программы 1 этап Зам. директора по УВР
Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания” 1 этап Зам. директора по УВР
Педагогический совет по утверждению плана работы, по изучению, пропаганде государственных символов РК. Методическая служба
Работа с педагогическими кадрами Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей Постоянно Зам. директора по УВР
Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями Участие в городских, конкурсах, соревнования ,проектах Постоянно
Зам. директора по УВР
Мероприятия, посвященные «Дню Независимости РК»
- выставочная экспозиция творческих работ кружков декабрь Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию В течение работы программы Беседы за круглым столом, посвященная 25-летию Независимости РК декабрь Проведение совместных мероприятий профилактического характера В течении работы программы Городская выставка «Творчество юных – 2016», посвященная «Наурыз Мейрамы» март
Мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества»
– показательные выступления авиамоделистов май
Круглый стол, посвященные «Дню Победы» май Мероприятия, посвященные «Дню рождения города»
- показательные выступления авиамоделистов
- показательные выступления судомоделистов
- выставка работ кружковцев май
Мероприятия, посвященные «Дню защиты детей»:
- соревнования по судомодельному спорту;
- показательные выступления авиамоделистов;
- выставка работ кружковцев июнь Благотворительная акция «От сердца к сердцу» июнь Внутрикружковое мероприятие, посвященное Дню символики. июль Выставочная экспозиция работ кружковцев «Подарим столице букеты цветов» июль ПРИЛОЖЕНИЕ 1Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
Участие в городских, конкурсах, соревнования ,проектах
Беседы за круглым столом, посвященная 25-летию Независимости РК
Мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества»
показательные выступления авиамоделистов
Круглый стол, посвященные «Дню Победы»
Благотворительная акция «От сердца к сердцу»
Выставочная экспозиция работ кружковцев «Подарим столице букеты цветов»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Изучение истории Казахстана, государственной символики.
Изучение традиций народа Казахстана.
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
Изучение основ государства и права.
Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий заочных путешествий.
Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом»,
Заключение
Одной из центральных задач современной общеобразовательной школы продолжает оставаться патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.
Актуальность работы продиктована тем, что страна все острее ощущает потребность в формировании человека, способного жить в гражданском обществе и вывести ее из продолжающегося экономического и социального кризиса. Острота проблемы обуславливается противоречием между потребностями государства и общества в воспитании патриотизма и традиционными подходами к их реализации в массовой практике.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия образовательных учреждений и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру. Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я - гражданина, патриота, Человека. воспитание педагогический школьник
В соответствии с поставленными исследовательскими целью, задачами была изучена сущностная характеристика патриотического воспитания, структура патриотизма в условиях дополнительного образования.
В работе был решён ряд задач.
Решая первую задачу, было изучено понятие патриотизма как качества личности младшего школьника.
Решая вторую задачу, были рассмотрены особенности формирования патриотизма в условиях дополнительного образования.
Решая третью задачу, были выявлены уровни патриотизма у младших школьников.
Решая четвёртую задачу, были выявлены эффективные методы и приемы формирования патриотического воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования.
В данной работе была изучена и обоснована целесообразность развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, выявлено и доказано эффективное влияние исследовательской деятельности на формирование чувства патриотизма младших школьников.
В данной работе было выявлено, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Учреждения дополнительного образования детей выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Данная работа требует продолжения, так как необходимо рассмотреть и другие аспекты исследовательской деятельности для формирования патриотических качеств личности.
Формирование патриотизма в системе дополнительного образования - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.