Металл будущего
Сценарий урока
Тема урока: «Металл будущего(алюминий)».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний при изучении строения, свойств, применения алюминия и его соединений; формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие: изучить физические и химические свойства алюминия; наглядно показать взаимосвязь строения вещества и его свойств с применением;
Развивающие: через постановку проблемы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развивать мотивацию и познавательный интерес к предмету; на примере изучаемого материала проводить обобщение и анализировать; продолжить развитие культуры химической речи;
Воспитательные: формировать коммуникативную компетенцию
Здоровьесберегающие: работа по сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки и снижение утомляемости.
Планируемые результаты :
Предметные
(в познавательной сфере):
- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;
- владеть информацией о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах и роли в жизни человека;
в ценностно-ориентационной сфере:
- умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе с применением межпредметных знаний.
Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;
- проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, причинно-следственные связи, обобщение, классификация.)
Коммуникативные УУД: - формирование грамотной химической речи;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
- обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;
- учиться работать в группе.
Оборудование: ПК, ИАД; проектор, химические реактивы: алюминий или проволока (очищенные), пробирки водой, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока; HCl, NaOH, пластилин, декоративные гвоздики, штатив лабораторный, коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекция «Металлы и сплавы», коллекция «Алюминий»; ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд активности металлов,тетрадь, учебник «Химия, 9 класс» О.С.Габриелян.
Ход урока.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность учащихся
(познавательная)
Осуществление деятельности
Формирование способов познавательной деятельности
1. Организационный момент.
Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Настрой класса на усвоение нового материала:
Здравствуйте, ребята. Я рада снова приветствовать вас и очень надеюсь, что урок будет для вас познавательным и интересным и каждый из вас сможет проявить себя.
Учащиеся приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке
2.Психологический настрой.
Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и другим помогает.
Личностные:
проявление терпения и доброжелательности
к товарищам
3.Введение в урок.
Учитель демонстрирует «чёрный ящик» со словами загадки:
Спрятан в ящике предмет
Без него не съесть обед
Из чего же тот предмет?
Серебристо-белый цвет
Вам поможет дать ответ.
Что в ящике?
Ответ учащихся: ложка или вилка из алюминия.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения
4.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
(слайд 1)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с удивительным химическим элементом - алюминием и образованным им простым веществом. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас вспомнил то, что он знает по этому вопросу, а также открыл что-то новое. Будьте внимательны: в конце урока мы запустим «змейку» и каждый из вас должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать ответы своих товарищей и попытаться усвоить как можно больше информации по данной теме. Желаю удачи!
Личностные:
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке
5.Определение темы урока. Постановка целей.
А, сейчас, начнём. (Учитель записывает тему урока на доске).Итак, легенда:
Однажды некий изобретатель, имя которого неизвестно, пришел к императору Рима, Тиберию. Он принес в дар небьющуюся тарелку из блестящего материала, внешне схожего с серебром, но более легкого. Мастер хвастался, что только он знает, как получить этот металл. Но император не оценил подарка, а испугался того что новый сплав, может обесценить золото и серебро. Тиберий приказал казнить изобретателя, а мастерскую уничтожить. Так гласит легенда об алюминии.
Однако, согласно историческим фактам, впервые удалось получить алюминий лишь в 1825 году. Это открытие совершил датский физик Ганс Эрстед. В промышленных же масштабах металл стал производиться в 1854 году. Изобрел такой способ производства алюминия Сент-Клер Девиль.
Первым заводом, занимавшимся металлопрокатом алюминия в России стал Волховский завод, построенный в 1932 году. Промышленность стремительно развивалась. Так в 1939 году производилось около 50 тыс. тонн алюминия. А в настоящее время Россия занимает второе место по производству этого металла и его изготовление исчисляется миллионами тонн.
Алюминий считается металлом будущего? Интересно почему?
А теперь попробуем объяснить перечисленные свойства этого удивительного металла, а для этого «заглянем» внутрь атома алюминия: поговорим о его строении.
Ученики пытаются назвать физические свойства и основные области применения алюминия.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их
(слайд 2)
1 ученик у доски рассказывает о местоположении алюминия в ПСХЭ и делает выводы о строении его атома, проявляемой им в соединениях степени окисления и вместе с классом приходит к выводу, что алюминий является восстановителем и проявляет металлические свойства.
Предметные :
умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их
6.Постановка проблемы. Открытие нового знания.
(слайд3)
(слайд 4)
Учитель Ребята, давайте посмотрим, где же находится алюминий в ряду активности металлов?
Правильно, т.е. рядом с активными металлами.
Какие выводы можно сделать о предполагаемой химической активности алюминия?
Учитель демонстрирует 2 пробирки, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока. Видно, что железный гвоздь заржавел, а проволока из алюминия не изменилась. Кроме того учитель демонстрирует ложку из алюминия. Учитель задает вопрос о проявленной химической активности алюминия. Итак, возникла проблема: является ли алюминий активным металлом?
Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).
Ответы детей:
рядом с магнием и недалеко от натрия
Ученики: активный металл.
Ученики: алюминий - неактивный металл.
Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).
Регулятивные:
умение принимать и сохранять цель урока
Познавательные:
умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий
Личностные:
сравнивать разные точки зрения
7.Опытно-экспериментальная работа.
Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.
Каковы же физические свойства алюминия?
Учитель раздаёт коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекции «Металлы и сплавы», коллекции «Алюминий».
Можно предложить ребятам развернуться и организовать группы по 4 человека.
Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.
Дети высказывают свои предположения.
В группах (используя материалы коллекций и учебники) ученики обсуждают и записывают в тетрадь физические свойства алюминия в таблицу. (Колонка «Области применения» не заполняется.)
Физические свойства
Области применения
1. Высокая теплопроводность
2. Высокая электропроводность
3. Высокая пластичность, непрозрачность
4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)
5. toпл.= 660о C
6. Коррозийная стойкость
7. Высокий коэффициент отражения
Предметные:
применять знания в жизненных ситуациях;
Познавательные:
умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «физические свойства алюминия»
Регулятивные:
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность
(слайд 5)
(слайды 6,7,8,9)
(слайд 10)
Учитель демонстрирует опыт, доказывающий теплопроводность алюминия: нагревает закреплённую в лапке штатива алюминиевую проволоку с закреплёнными на ней пластилином металлическими гвоздиками.
Учитель предлагает рассмотреть химические свойства алюминия: демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и гидроксидом натрия, а также реакцию алюминия с этими веществами и с водой при очищении от оксидной плёнки (можно использовать мелкую наждачную бумагу). Учитель рассказывает о взаимодействии алюминия с простыми и сложными веществами. (часть опытов демонстрирует учитель, частично используются медиа-ресурсы).
Учитель задаёт вопрос: Так, является ли алюминий активным металлом?
1 ученик зарисовывает металлическую кристаллическую решётку алюминия у доски. Ученики озвучивают описанные физические свойства и дают им объяснение в соответствии с рисунком на доске.
(Ученики пишут реакции на доске и в тетрадях. После этого сравнивают записи со слайдами презентации) Ученики записывают химические свойства алюминия в таблицу, не заполняя колонку «Области применения»
Химические свойства
Области применения
Взаимодействие с простыми веществами
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
4 Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 3S = Al2S3
2Al + N2 = 2AlN
4Al + 3C = Al4C3
Взаимодействие со сложными веществами
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
алюминий проявляет амфотерные свойства
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
Al + HNO3 – пассивация
2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu
Ученики путём обсуждения и дискуссии приходят к выводу: АЛЮМИНИЙ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: ОН РЕАГИРУЕТ СО МНОГИМИ ПРОСТЫМИ И СЛОЖНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДАЖЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ.КАЖУЩАЯСЯ НЕАКТИВНОСТЬ ЭТОГО МЕТАЛЛА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ЕГО ПОВЕРХНОСТИ ОКСИДНОЙ ПЛЁНКИ, КОТОРАЯ И ЗАЩИЩАЕТ МЕТАЛЛ ОТ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Познавательные:
умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «кристаллическая решётка алюминия»
Регулятивные:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
8. Закрепление нового материала
(слайд 11- 17)
Затем демонстрируются слайды 11-17, на которых размещены картинки, демонстрирующие области применения алюминия.
Ученики должны сказать , на каких физических и химических свойствах основана та или иная область применения. Данные занести в колонку «Области применения» в таблицах по физическим и химическим свойствам алюмиия.
физические свойства
области применения
1. Высокая теплопроводность
2. Высокая электропроводность
3. Высокая пластичность, непрозрачность
4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)
5. toпл.= 660о C
6. Коррозийная стойкость
7. Высокий коэффициент отражения
1. Автомобилестроение
2. Самолётостроение
3. Антикоррозийное покрытие, легирование сталей
4. Конструкционный материал в строительстве
5. Изготовление сплавов (дюралюминий) (показ из коллекции)
6. Электрические провода, ЛЭП
7. Тепловое оборудование
8. Изготовление зеркал
9. Пищевая промышленность (изготовление упаковок)
Химические свойства
Области применения
Взаимодействие с простыми веществами
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
4 Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 3S = Al2S3
2Al + N2 = 2AlN
4Al + 3C = Al4C3
Взаимодействие со сложными веществами
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
алюминий проявляет амфотерные свойства
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
Al + HNO3 – пассивация
2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu
1. Изготовление кухонной посуды
2. Получение металлов – алюмотермия
3. Изготовление коррозийно-стойких сплавов
4. Получение сероводорода
5. Бенгальские огни и фейерверки
6. Аппараты пищевой промышленности
7. Транспорт и хранение химических веществ
8. Легирующая добавка в сплавах
9. Изготовление цистерн для перевозки азотной кислоты
Предметные:
применять знания в жизненных ситуациях
Познавательные:
умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные:
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу
Физминутка
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.
Дальнейшее закрепление материала проводится с применением технологии РКМЧП (составление синквейна) (5-7минут)
Эту работу можно проводить индивидуально, по парам или группой по 4 человека. Ребятам предлагается озвучить свои синквейны.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их
9. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель проводит обобщение знаний с применением приёма технологии РКМЧП «змейка»
Каждый ученик должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать предшествующие ответы своих товарищей.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, находить неточности и корректировать их
10. Итог урока
(слайд 18-21)
Рефлексия
(слайд 22)
Подходит к концу наше занятие.
-Понравился ли вам урок?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Всё ли было понятно?
- Покажите своё настроение с помощью условного знака.( Можно предложить нарисовать на листочке смайлик, выражающий отношение ученика к проведённому уроку):
Урок понравился, всё было понятно.
Урок понравился, но не всё понятно или не всё интересно.
Урок не понравился, ничего не понятно.
Кроме того можно предложить каждому ученику оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
Высказывания детей
Регулятивные:
умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)
11. Домашнее задание
П.13 №1,4. По желанию подготовить творческое задание (детектив, сказку, частушки, стихи, кроссворды, ребусы и т.д.) по теме: «Алюминий» с опорой на параграф, данные энциклопедий и Интернета.
- Спасибо всем за активность и старание!
Используемая литература:
Габриелян О.С Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-14 издание, исправленное.-М.:Дрофа, 2010.-270с.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
Лидин Р.А.Химические свойства неорганических веществ: учебное пособие для ВУЗов/ Р.А.Лидин, В.А.Молочка, Л.Л.Андреева. Под редакцией Р.А.Лидина.-М.:.Химия, 1996, 480с.
·i (1)Рисунок 2C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\i (1).jpgi (3)Рисунок 3C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\i (3).jpgРисунок 4C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\i.jpg15