План-конспект урока по химии в 9 классе по теме Алюминий


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. МостиздахПлан-конспект урока по химии в 9 классе:
А Л Ю М И Н И Й
Учитель Дурда В.К.
2015/16 уч. год
Цели и задачи:
Образовательные – дать характеристику атома алюминия по его положению в ПСХЭ, оживить сведения о строении атома и его электронной формулы; выявить взаимосвязь между физическими свойствами алюминия и его широким применением в разных областях народного хозяйства; изучить химические свойства алюминия.
Развивающие – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечении системности учения;
Воспитательные – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки
и чувства ответственности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и реактивы: ПК, проектор. У учащихся на столе лотки с лабораторным оборудованием для проведения лабораторных опытов, алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки; растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, спички.Ход урока:
Организационный момент: (1 минута)
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Слайд № 2)
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Девиз урока: «Если за день ничему не научился — зря прожил день». (Китайская пословица)
(слайд № 3)
Изучение нового материала. (30 минут)
Определение темы урокаМы продолжаем изучение большой и важной темы: “Металлы”. Давайте определим тему сегодняшнего урока. У вас на столе карточки с разными заданиями. Каждый выполняет свои (приложение 1)
Итак, все определили название металла, который нам предстоит изучить. Это АЛЮМИНИЙ.
(слайд 4)
Историческая справка. (слайд 5)
Название алюминий происходит от латинского слова «алюмен» - квасцы, формула - KAI(SO4)2, называется сульфат калия – алюминия. Эту соль люди начали использовать задолго до нашей эры. Сначала в качестве протравы для окрашивания тканей, потом в медицинских целях в качестве кровоостанавливающего средства. Описание этого вещества встречается в трудах Плиния Старшего
и Геродота – авторитетных древних историков. Среди русских химиков XIX века бытовало название «глиноземий» и даже «Глиний», которые потом были забыты.
Постановка цели урока. Ребята, давайте определим план работы по изучению алюминия.
Ребята вспоминают, что изучение любого элемента начинают с его положения в ПСХЭ, затем строение атома, физические и химические свойства и т.д. (слайд 6)
Учащиеся по очереди
-дают характеристику элементу алюминию по его положению в ПСХЭ
-показывают строение атома
-определяют возможные степени окисления алюминия
Нужные сведения учащиеся заносят в рабочие листы.
Распространение алюминия в природе (слайд 7)
Физические свойства алюминия. Изучение слайда 8. Учащиеся делают записи в рабочих листах.
V. Формирование знаний о химических свойствах алюминия.? Как вы думаете: Al – активный металл или нет? Учащиеся отвечают, обосновывая свои ответы. Правильно, вы обращаетесь к ряду напряжений металлов. Алюминий располагается сразу
за щелочными и щелочноземельными металлами, значит он активный.
? Если алюминий активный металл, то почему на практике мы наблюдаем обратное. Алюминий широко используется, например в быту, но при этом не изменяется, то есть, является устойчивым к
внешним воздействиям. В чём причина? Ребята приводят свои доводы. Оказывается, алюминий покрыт оксидной пленкой, которая предохраняет его от внешнего воздействия и которую нелегко удалить с поверхности металла.
Ребята, давайте рассмотрим информационную схему. На ней видно, что алюминий реагирует и
с простыми и со сложными веществами (слайд 10). Демонстрация видео опытов:
- взаимодействие алюминия с йодом, http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-poluchenie-jodida-alyuminiya
- горение на воздухе, http://experiment.edu.ru/attach/6/386.mov
- взаимодействие с водой, щёлочью,
- оксидом железа (III) http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-alyuminotermiya? Как вы думаете, почему слова «кислота» и «щёлочь» выделены?
Давайте проведем лабораторные опыты. Следите за протеканием реакции в обеих пробирках. Не забывайте о технике безопасности. Инструкция по проведению опытов в ваших рабочих листах.
Ребята, вы убедились, что алюминий действительно взаимодействует и с кислотами и со щелочами. ? А как называются такие металлы? Такие элементы называются переходными.
Сделайте соответствующие записи в ваших рабочих листах, закончите уравнения реакций, схемы которых представлены в ваших рабочих листах.
М И Н У Т КА О Т Д Ы Х А .
Это интересно! (слайды 11, 12)
Формирование знаний о применении алюминия (слайды 12, 13)
Заполните 4 пункт.
Подведение итогов урока. Рефлексия. (10 минут)
А) Ответьте на следующие вопросы.
1. Над какой темой мы сегодня работали?2. Что нового вы узнали об алюминии?3. Решили ли мы проблему об активности алюминия? 4. Какими путями решали эту проблему?5. К каким выводам пришли?
Б) Выполните задание в рабочих листах.
В) Оцените свою работу на уроке.– материал усвоен (на всех этапах урока “4” или “5”)– материал усвоен недостаточно (оценки “3” или “4”) – материал не усвоен (оценки “2”, “3”)
VIII.Домашнее задание:
а) § 13, стр. 68-71.
б) подготовить сообщение о получении алюминия
в) создать презентацию о природных соединениях алюминия
Интернет- ресурсы:
http://experiment.edu.ru/
http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-alyuminotermiyahttps://ru.wikipedia.org/wiki/
Рабочий лист к уроку по теме______________________________________
Цель урока:______________________________________________________________
I. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ, строение атома.
номер периода___
номер группы_____
подгруппа___________
порядковый номер_____
заряд ядра_______
число электронов______, число протонов_______, число нейтронов_______
число энергетических уровней_____
число электронов на внешнем энергетическом уровне______
степень окисления в соединениях_____
распределение электронов по уровням___________, электронная формула_______________
II. Физические свойства:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
III. Химические свойства: (слайд 10)
Алюминий__________________металлВзаимодействие с простыми веществами (дописать уравнения реакций)
Al + O2 →
Al + I2 →
Al + S →
Взаимодействие со сложными веществами (дописать уравнения реакций)
Al + H2O →
Al + Fe2O3 →
Al + CuSO4 →
Лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и с гидроксидом натрия.
В одну пробирку налейте 10 капель соляной кислоты (красная пипетка), в другую столько же капель гидроксида натрия (синяя пипетка). В обе пробирки опустите по грануле алюминия. Следите за протеканием реакции в обеих пробирках. Не забывайте о технике безопасности!
Составьте уравнения проведённых реакций.
_______________________________
_______________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ребята, следует запомнить такую информацию: «В алюминиевой посуде нельзя хранить квашеную капусту, маринованные овощи и кислое молоко: в этих продуктах есть кислоты. К тому же такую посуду нельзя мыть щелочными средствами, например, содой».
IV. Применение алюминия:
а) на основе физических свойств:__________________________________________________
_______________________________________________________________________________
б) на основе химических свойств_____________________________________________________
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Задание Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции
1 Al + O2 A) Al2(SO4)3 + H2↑
2 Al + H2O Б) Al(OH)3 + H2↑
3 Al + Cl2 B) AlCl34 Al + NaOH Г) Al2O35 Al + H2SO4(р-р) Д) NaAlO2 + H2↑
Запишите ответы в таблицу.
1 2 3 4 5
Проверьте правильность ваших ответов (слайд 11)
Под каждым правильным ответом поставьте знак +.
Оцените свои знания на данном этапе работы: ____________
Оцените свою работу (в целом) на уроке:
– материал усвоен (на всех этапах урока “4” или “5”)– материал усвоен недостаточно (оценки “3” или “4”) – материал не усвоен (оценки “2”, “3”)
Я СТАВЛЮ СЕБЕ ОЦЕНКУ «____» ЗА РАБОТУ НА ЭТОМ УРОКЕ
Приложение № 1
Карточки с заданиями для определения темы урока
Карточка № 1
(для слабых) Карточка № 2
(для основной массы учащихся) Карточка № 3
(для любознательных)
Элемент III-его периода, III-ей группы, главной подгруппы В ядре атома данного элемента находится 14 нейтронов. Аr(Э)=27.
Я - металл незаменимый,Очень летчиком любимый,Легкий, электропроводный,А характер - переходный.Какой это элемент?
__________________ Какой это элемент?
___________________ Какой это элемент?
________________________