Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся
Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся.
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто!
Сократ.
Одна из целей деятельности учреждений дополнительного образования детей является создание условий для социализации и самореализации детей и подростков. Понятия социализация и самореализация неразравно связаны с пониятием «здоровье». Главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок должен усваивать эту великую истину! Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако, каким бы благоприятным ни был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. В последнее время проблема сохранения и укрепления здоровья стала особенно актуальна, что нашло отражение в различных государственных и ведомственных документах.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации".
Приказ Министерства образования РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Статья 3. Развитие образования в Ростовской области, п.9) - охрана здоровья обучающихся.
Приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 №1418 "Об утверждении Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Национальная инициатива «Наша новая школа».
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Государственная программа Ростовской области «Развитие образования». Постановление от 25.09.2013 № 596.
Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения людьми.
Следует отметить, что искусству быть здоровым, так же как и искусству живописи, музыки, танца и т.п., нужно учить. Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни. Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков, формирование у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию. Успешная реализация подобного подхода позволит, хочется надеяться, «дать не рыбу, но удочку» во взрослой жизни вчерашний школьник будет в состоянии самостоятельно, без медицинской поддержки способствовать сохранению и укреплению своего здоровья.
Еще в декабре 1995 г. состоялось совещание Министерства образования Российской Федерации. На нем было принято решение, согласно которому Министерству образования рекомендуется "...содействовать созданию в образовательных учреждениях системы непрерывного валеологического образования... ".
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья. Задачами валеологии являются: формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. Следовательно, валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на самого человека, на его ответственность за свое здоровье!
Ученые предприняли попытку разработать модель системы валеологического образования учащихся общеобразовательной школы. Система валеологического образования школьников представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсистемами являются:
1. Формирование валеологической грамотности.
2. Валеологический подход к учебному процессу.
3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
В настоящее время насчитывается около 80 различных определений, причем и в отечественной, и в зарубежной литературе понятия «здоровье» и «норма» часто объединяют. Многочисленные определения здоровья, каждое из которых является в определенной степени справедливым (но только в определенной степени) могут классифицироваться в четыре основных группы: медицинская, биомедицинская, биосоциальная и ценностно-социальная. Медицинская группа объединяет определения, подчеркивающие отсутствие болезни, нормальное функционирование организма. К биомедицинской группе относят определения, в которых в качестве главного фактора выделяется способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Биосоциальная в большей степени обращает внимание на социальную значимость успешной профессиональной деятельности. С позиций ценностно-социальных здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими. По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По мнению В.А. Ананьева, здоровье-это процесс сохранения, укрепления и целостного развития физиологических, психических, социальных и духовных потенций человека, а не просто состояние, как сказано в определении ВОЗ.
Термин «психологическое здоровье» ввела в научный лексикон И. В. Дубровина. Она наметила различия между психическим здоровьем, которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и психологическим здоровьем, которое характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с субъективной точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируют на каждой возрастной ступени. Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Психологическое здоровье предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.
Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
Высокий уровень развития рефлексии.
Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
Успешное прохождение возрастных кризисов.
Адаптированность к социуму (если это ребенок то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.
Типология нарушений психологического здоровья
В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.
Стиль активный
Время появленияи основное содержаниевнутреннего конфликта
Стиль пассивный
Защитнаяагрессивность
Младенчество.Чувство небезопасности, стремление к безопасности
Страх уничтожения (смерти)
Деструктивная агрессивность
Ранний возраст.Чувство несвободы, зависимости стремление к самостоятельности
Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)
Демонстративнаяагрессивность
Дошкольный возраст.Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности
Страх самовыражения
Компенсаторнаяагрессивность
Младший школьный возраст.Чувство неумелости, неполноценности стремление к ощущению собственной значимости, ценности
Страх взросления
Отрицающая агрессивность
Подростковый возраст.Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» стремление ощутить целостность «Я»
Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)
Последствия нарушения психологического здоровья печальны, а порой и трагичны как для самой личности, так и для социума. Мы все чаще становимся свидетелями проявления отрицающей агрессии в том числе и в школах, и проявлениях страха, когда страх перед жизнью больше, чем страх перед смертью. Каждый педагог должен понимать свою меру ответственности за судьбу ребенка, подростка, с которым он работает.
Третья составляющая здоровья - социальная. Основанием социального здоровья являются его психическое и психологическое здоровье. Социальное здоровье человека определяется как состояние гармонии личностных смыслов, взаимоотношений его с другими людьми и деятельности, которая способствует не только самоактуализации личности, но и позитивному развитию других людей, социума, общества и культуры в целом. Основные критерии социального здоровья: социально-психологическая адаптированность; самоактуализация; социальная направленность.
Здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете его самоосуществления на Земле.
Какова же роль системы образования и в частности УДОД в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся? Строя работу в рамках субъект-субъектных отношений необходимо учитывать мотивационно-потребностную сферу личности каждого участника образовательного процесса. Для определения базовых потребностей учащихся целесообразно опираться на известную модель – иерархическую пирамиду потребностей А.Маслоу. Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, социальным. Мы можем наметить себе две линии деятельности образовательных учреждений в области здоровья: удовлетворение базовых потребностей в процессе обучения и формирование, развитие, создание потребностей в ЗОЖ.
Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями. Поэтому важной составляющей работы педагога является гигиеническая обоснованность занятия, т.е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.Кроме того, неблагополучное состояние здоровья обучающихся требует от педагога профилактической направленности занятия: систематического включения специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения обучающихся и т.п. После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Разрушение базовой потребности в безопасности приводит к дестабилизации картины мира, невротизации, возникновению депрессивных состояний, потере веры в себя, потере жизненных перспектив. Педагог должен обладать достаточной компетентностью, что бы создавать безопасную среду, т.к. она является условием для развития личности.
Задача администрации, методистов, психологов - обучение педагогов дополнительного образования (они являются ключевыми фигурами в образовательно-воспитательном процессе) основам педагогики и психологии в области психологического здоровья, современных педагогических технологий. В ДДТ на протяжении нескольких лет реализуется программа "Здоровье" , в рамках которой проводились мероприятия для педагогов: семинары «Здоровьесберегающие принципы организации современного занятия», «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. Практико-ориентированный семинар», «Профилактика суицидов у детей и подростков»; консультации «Технология организации современного учебного занятия», «Закономерности возрастного развития детей и подростков», «Деятельность педагогов по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков», «Рекомендации по организации системной работы, направленной на сохранение и управление здоровья детей ДДТ»; тема здоровьесбережения выносилась на заседание методсовета, педсовета. Но наиболее действенная форма работы с педагогами, как показала практика - ответ на запрос педагога при обсуждении результатов диагностики, по наблюдениям педагога.
Создание условий для реализации потребности обучающихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между педагогом и обучающимися, так и между обучающимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения.Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» педагога, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с обучающимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся). Современный компетентностно-деятельностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения обучающимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения.
Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении). Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность обучающихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников (Г.К. Селевко, 1998).
Современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся.
Под образом жизни, как правило, понимается совокупность принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье. Кроме того, образ жизни характеризует жизнь в целом, основанную на взаимодействии ее условий и особенностей индивидуального поведения, определяемого социально-культурными факторами и личностными характеристиками. Соответственно, здоровый образ жизни это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья человека. Это также «коллективная модель поведения в отношении здоровья, выбор которой ограничен жизненными шансами индивида». При этом жизненные шансы подразумевают социально-экономический класс, возраст, пол, национальность и пр.
С понятием «здоровый образ жизни» также тесно ассоциируется понятие «наличие или отсутствие вредных привычек». Индивидуальные вредные или потенциально вредные для здоровья привычки во многом являются добровольно приобретенными и могут быть изменены под воздействием такого важного базового явления, как «продвижение здоровья». Это процесс, позволяющий индивидам, с одной стороны, повышать контроль над своим здоровьем и, с другой стороны, улучшать его. Продвижение здоровья предполагает обязательную личностно-ориентированную работу, так как большая часть населения рождается здоровой и становится больной в результате неправильного поведения и негативного влияния окружающей среды. Если при этом рассматривать здоровье не как ресурс для повседневной жизни, а как цель существования, то продвижение здоровья становится не функцией здравоохранения, а системой мероприятий, направленных на формирование и развитие у населения здорового образа жизни.
В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе, своим близким более высокий материальный уровень. И все же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая уже в рамках общеобразовательной школы и в УДОД. Именно там нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы, например моду на здоровье.
В ДДТ проводится много мероприятий в рамках программы воспитания, подпрограмм "Здоровье", "Здоровый росток". Три года назад были выявлена интересная закономерность. Ученики классов, которые участвовали в мероприятиях ДДТ как ведущие, артисты, докладчики, (занимались подготовкой и принимали непосредственное участие в мероприятии) имели более высокие показатели удовлетворенности мероприятиями, более прочные знания в области здоровьесбережения и демонстрировали потребность ЗОЖ. Деятельностный подход - верный путь в области здоровьесбережения. Уместно здесь вспомнить китайскую пословицу "Разреши мне это сделать - и это будет моим". В своей работе мы учитываем и естественное окружение ребенка. Многие мероприятия ДДТ проводит в школах мкр.Донской, по месту жительства детей. Последнее время привлечение к участию в мероприятиях родителей стало традицией. Большое значение придается психологическим тренингам профилактики начала употребления ПАВ, умению сказать "нет".
Подводя итоги, отметим, что понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
В России в настоящее время выделяются три основные модели профилактических программ. Первая модель устрашения теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого, кто будет пренебрегать предписываемыми правилами поведения. Характерно, что при использовании данной модели для реального изменения установок запугивающая информация должна сопровождаться конкретными рекомендациями по практическим действиям[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Вторая модель, построенная на обращении к разуму человека, является информирующей, обучающей, но при этом она в значительно степени ориентирована на личность человека. Эта модель наиболее соответствует традиционным профилактическим программам, применяемым в отечественной системе образования.
Третья модель основывается на формировании мотивации на здоровье, что в большей степени отвечает задачам психологии здоровья. Однако серьезной психолого-педагогической проблемой является то, что понимание важности здоровья и ведение здорового образа жизни не одно и то же. Знание и желание применить его на практике явления не одного порядка. Принципы здорового жизненного стиля пока еще редко становятся руководством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека. Как мотивировать людей на сохранение и укрепление собственного здоровья? Сторонники теории самодетерминации придерживаются мнения, что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Было показано, что внешние стимулы (угроза наказания) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышают ее. Очень важно также иметь не только намерения, но и необходимые навыки для претворения их в жизнь. Порой люди, даже понимая опасность, вред отдельных форм поведения (курение, алкоголь, другие ПАВ), не находят в себе достаточно сил и навыков, чтобы изменить свое поведение, противостоять давлению со стороны окружения. И мы опять здесь затрагиваем аспекты психологического здоровья.
Необходимо учитывать и здоровье педагога. Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога. Наверняка всем известно такое понятие как синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции.
Подводя итоги, еще раз хочется сказать слова Сократа: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья –ничто!».
ЛИТЕРАТУРА1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
3. Касаткин В.Н., А.А.Бочавер. Актуальные проблемы психологии здоровья. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». №5. 2010.4. Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.5. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.6. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001. С.50-57.7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – 239с.
8. В.К.Родионов. Психология здоровья школьников: технология работы. Школьный психолог. Первое сентября, 2007.9. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998. – 150с.10. Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 399с.11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
12. О.В.Хухлаева. Школьная психологическая служба. М., 2007.
О.В.Хухлаева. Школьная психологическая служба. М., 2008.
Рисунок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415