Этнографический музей в детском саду
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
С.В. Алексеева,
Старший воспитатель МБДОУ
д/с «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса
Республики Саха (Якутия)
Цели:
Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.
Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд), воспитания «ребенка в целом».Задачи:
выявить национальные традиции якутского народа и народов, проживающих в республике (русские, эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи и т.д.), а также этнографические средства для достижения целей воспитания;сформировать основные представления целостной картины мира, синтезирующей знания из различных областей: истории, этнографии, устного народного творчества, народно-прикладного искусства, культуры; расширить кругозор воспитанников;
помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире с помощью средств массовой информации, знакомства с произведениями искусства, художественной литературой, экспозициями музея; расширять словарный запас;
развивать способность к наглядному моделированию;
развивать наблюдательность и внимание детей, умение выделять характерные, сущностные признаки предметов и явлений;
развивать образную память;
способствовать возникновению личностного отношения к искусству, интереса к выставкам и музеям народного декоративно-прикладного искусства;
развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, устную монологическую и диалогическую речь.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается получить
Изменения в ценностных ориентациях:
Познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства; возникает чувство уважения к мастерству. Формируются начала духовности как свойства сознания.
Отношение к явлениям общественной жизни представлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в республике, в родном селе.
Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.
Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды детского сада.
Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).
Основная проблема, ее актуальность
Создание программы по предмету «Этнографический музей в детском саду» для детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью модернизации воспитания дошкольников на основе Концепции дошкольного воспитания, Федеральной программы «Патриотическое воспитание» от 12 марта 2000 г., в которой поставлена задача: «Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации».
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал Д.С. Лихачев.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.
Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.
Содержание и структура программы
Исходя из цели программы, ее содержанием является весь окружающий детей мир. Формирование образа мира как условия для восхождения ребенка к общечеловеческим ценностям происходит во время освоения определенных областей знаний.
В первую очередь, это предметный мир и мир людей.
Содержание программы «Этнографический музей в детском саду» логически структурировано и представляет собой систем из восьми разделов – тем:
Дом, где мы живем (Республика Саха (Якутия), многонациональность, природные богатства).
2. Трудовая жизнь якутского народа.
3. Якутское жилье.
4. Народные праздники (якутские, русские, эвенские, эвенкийские, юкагирские и т.д.).
5. Скатерть-самобранка (национальные блюда – якутские, русские,эвенские, эвенкийские, юкагирские).
6. Якутская народная игрушка (из глины, дерева, ткани, папье-маше).
7. Народное искусство (роспись по дереву, шитье из лоскутоков ткани, якутские узоры).
8. Надземное и подземное царство (лес, горы, реки, нефть, газ, алмаз, золото и т.д.)Материал программы структурирован по принципу концентризма – спиралевидного усложнения, т.е. на первом этапе происходит усвоение основных понятий учебного материала, формирование трудовых навыков, знакомство с техникой изготовления изделий из природных материалов, расширение кругозора и общего уровня знаний путем адаптации и постепенного повышения объема знаний и умений на уровне усиления заинтересованности детей; на втором – закрепление, систематизация и обобщение знаний воспитанников.
На первом этапе учебный материал излагается в форме сказок, якутского народного фольклора. Занятия построены в доступной для ребят форме (игровой, театрализованной, сказочной, творческой, словесной, практической).
На втором этапе происходит усложнение излагаемого материала. Предпочтение отдается учебным занятиям, основой которых является сюжетно-ролевая игра.
Содержание основано на посильной трудности, занимательности, связи с этнографическими, эстетическими понятиями, житейской актуальности, разнообразии средств, форм и методов работы.
Научная новизна программы
Научная новизна программы «Этнографический музей в детском саду» заключается в использовании голографического подхода в педагогике, который основывается на том, что для разностороннего формирования ребенка необходимо правильно, многомерно и объемно сочетать все явления, факторы и условия, в которых развивается данный человек, а также на том, что сообщаемые знания должны носить характер объемности и многомерности, отражая многомерность и объемность окружающей среды в соответствии с жизненным опытом ребенка. Обращаем внимание на то, что здесь должен иметь место опережающий жизненный опыт, то есть знания, полученные голографическим способом, должны рождать (задавать) этот опыт, активно в него включаться, расширять его.
Голографический подход в педагогике – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т.п.), формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.
Практическая значимость программы
Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.
Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.
Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.
Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, уточнен этнографический словарь.
Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.
Уровень проработанности
Программа составлена с учетом регионального компонента и культурно-национальных традиций Республики Саха (Якутия), она ориентирована на возрастные особенности, запросы и интересы детей 4 – 7 лет.
Регламент преподавания рассчитан на трехлетний цикл обучения (180 ч).
С учетом психофизиологических особенностей этого возраста продолжительность занятия ограничивается 20 – 30 минутами с перерывами на физкультпаузу.
Программа реализуется в три этапа:
Первый этап (первый год обучения) – возрастная группа детей 4-5 лет, занятия проводятся один раз в неделю.
Формируются общие этнографические понятия:
о Земле – нашем большом доме;
странах, национальной одежде;
древних жителях Якутии;
своем крае – Вилюйский округ, занятиях жителей края, нациях и народностях, проживающих здесь, достопримечательностях города; народных обычаях (якутских, русских, эвенков и т.д.). Второй этап (второй год обучения) – возрастные группы детей 5-6 лет, занятия проводятся два раза в неделю.
В ходе реализации программы идет углубление и расширение понятий, этнических представлений о якутском зодчестве, произведениях искусства, народных праздниках и традициях, в том числе забытых, якутской народной игрушки (из глины, дерева, материалов).
Третий этап (третий год обучения) – возрастные группы детей 6-7 лет, занятия проводятся два раза в неделю.
Расширяется понятийный кругозор, этнические представления об особенностях материальной культуры (одежда, жилище, язык), формируются различные умения и навыки в процессе освоения окружающего мира.
Результат достигается путем включения в занятия игровой деятельности – различных элементов театрализации, фольклора, регионального компонента – и практической части, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
Материал в программе излагается поэтапно в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, предваряется задачами, ориентирующими на конечный результат: развитие интеллектуальных, моторных, эмоциональных качеств, способствующих приобщению ребенка к культурному наследию народов.
Реализация программы обеспечит:
1. Более благоприятные, чем в ходе других форм воспитательно-образовательного процесса, условий для воспитания у дошкольников этнографической культуры, развития представлений о человеке в истории и культуре.
Оптимальную возможность знакомства детей с национальными традициями русского народа и народов, проживающих в Оренбуржье, воспитания патриотизма.
Формирование полноценной, социально адаптированной личности ребенка в условиях созданной обогащенной предметно-развивающей среды и дополнительного пространства.
Определение перспектив работы над программой «Этнографический музей в детском саду»
Расширение и обновление экспозиций музея, пополнение фондов, оформление новых разделов, выставок.
Создание комплексного краеведческого музея, включающего отделы природы, истории и культуры родного края.
Организация просветительной работы музея – проведение тематических экскурсий, лекций, массовых мероприятий, встреч с интересными людьми, фольклорных праздников, недели «Музей и дети».
Сотрудничество с другими музеями (школьными, государственными) и общественными объединениями.
Изучение истории микрорайона, сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее района.
Привлечение к работе музея родителей и детей из неблагополучных семей.