Родительское собрание на тему «Первые школьные отметки»
Родительское собрание «Первые школьные отметки».
Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю.
Симон Соловейчик,
российский публицист, педагог, философ.
Цель собрания: пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребёнку со стороны родителей.
Задачи:
познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников;
повысить педагогическую культуру родителей;
пополнить арсенал знаний у родителей по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и в школе.
Участники собрания: классный руководитель, родители.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании.
2. Фронтальная работа с родителями.
Обратите внимание на русскую матрёшку. Она состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней. Причины школьной неуспешности по своей структуре напоминают матрёшку, где верхняя - видимая оболочка: это нарушение внимания и памяти, трудности понимания задания, неусидчивость и многие другие проблемы. Однако верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся ещё три – четыре слоя. Каждый слой – особая группа причин школьной неуспешности. У каждого ребёнка – свой «дизайн» матрёшки. У кого-то она сделана в прошлом году, а у кого-то сложилась ещё в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растёт.
Основными причинами неуспешности являются:
нарушение ЦНС (самая маленькая «куколка» скрыта от наших глаз, но именно с нее, как правило, всё и начинается);
бедная развивающая среда (очень важно, чтобы развитие ребёнка было неравнодушным его близкому окружению);
личные и эмоциональные особенности ребёнка (особенно важны для успешного освоения знаний: нормальный уровень тревожности, учебная мотивация, принятие ребёнком ответственности за учебный процесс);
ожидания родителей (содержание и качество детско-родительких отношений, система реагирования родителей на проблемы в школе);
отношения внутри школы.
Таким образом, мы с вами видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин. Хотелось бы обратить особое внимание на последние три проблемы, они связаны с эмоциональным состоянием ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнку важно положительное отношение близких ему людей. Если ребёнок не успевает в учёбе, родители часто срываются, не понимая причины, проблемы.
3. Педагогический тренинг.
Упражнение 1. Родители отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?», записывают ответ на листочке и вешаем на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение 2. Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение 3. Вспомните картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Написана картина в 1952 году. Но эта проблема актуальна и сегодня. Рассматривая картину, ученики нашего класса отметили, что мама очень расстроена, сестра смотрит на брата с укоризной. Рада приходу мальчика только собака, которая ластится к мальчику, хочет его пожалеть и успокоить. Очень хочется, чтобы эту роль брала на себя не собака, а родители, так как оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не упрёков. После рассматривания и анализа картины, детям был задан вопрос «Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?».
«ДА» - _____ человек, «ИНОГДА» - ______ человека, «НЕТ» - _____ человек.
Работа в парах. Нарисуйте словесный финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают в парах.
Анализ картины И. Репина «Опять двойка» учащимися:
- Понравилась ли тебе картина или нет?
- Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
- Как ему живется в родном доме?
- Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
- Хотелось бы тебе помочь ему?
- Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенной картине?
- Как, по твоему мнению, закончится эта история?
Упражнение 4. Работа с анкетой. Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.
- Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
- Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.
- Сколько можно тебе это объяснять!
- Тебе нужна моя помощь, или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
- Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
- Посмотри, как я учился, а ты?
Советы для родителей.
Как относится к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
«Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не упрёков.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
4. Подведение итогов.
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют карточку «Отзыв о собрании»:
Я узнал, что __________________________________________________________________
Новым для меня стало то, что ___________________________________________________
Я убедился, что _______________________________________________________________
Меня не смогли убедить в том, что _______________________________________________
Я категорически против того, чтобы______________________________________________
Я возмущен тем, что____________________________________________________________
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем «Как относится к отметкам ребенка.»
Литература:
Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Фопель К. Создание команды. – М: Генезис, 2002.
Практическая психология: Учебно-методическое пособие. – Минск, 1997.
15