Родительское собрание на тему Первые школьные отметки
Родительское собрание «Первые школьные отметки».
Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю.
Симон Соловейчик,
российский публицист, педагог, философ.
1 СЛАЙД
Вступительное слово классного руководителя.
С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба – самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Начальная школа – первая ступень, самая важная, потому что именно в этот период мы должны с вами научить детей учиться, помочь осознать им цель обучения.
Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи;
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании.
2 СЛАЙД
Оценка и отметка
3 СЛАЙД
«5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
4СЛАЙД
«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
5СЛАЙД
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
6 СЛАЙД
«2» («плохо») –очень низкий уровень выполнения требований: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
7 СЛАЙД
Проанализировав АНКЕТЫ детей, я выяснила, что хорошая отметка поднимает у ребят настроение, вы радуетесь вместе с детьми, хвалите, целуете, покупаете разные сладости, журналы, наклейки, скачиваете мультфильмы, даёте поиграть в компьютер, готовите для них любимые блюда, говорите: «Вот какая у нас доча», «Ты моя умница», «Молодец». «будут всё позволять»
- Если ребёнок получает плохую отметку, вы его наказываете, ставите в угол, ругаете, обижаетесь на него, кричите, расстраиваетесь, не даёте сладкого, не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, «мне влетает о родителей», «я и моя семья будут ругаться» «я обижаюсь» а сами ребята огорчаются, им становится стыдно говорить про отметку.
- Все родители без исключения говорят ребёнку, что он может учиться на «4» и «5», но никак ни на «2» или «3».
- Проверяя домашнюю работу, я вижу, оказываете ли вы помощь своему ребёнку. Большая часть класса очень ответственно подходят к выполнению заданий. Однако есть незначительное количество учащихся, которые, к сожалению, обделены вниманием. Эти ребята не всегда бывают готовы к урокам, что-то забывают, не делают домашнее задание либо выполняют неаккуратно письменные работы. Когда дети обращаются к родителям с просьбой помочь, чаще всего Вы говорите, цитирую: «Давай помогу» и даже «С удовольствием помогу». Но есть и такие высказывания «делай сам» или «их нельзя перебивать» И тут же ребёнок пишет, что мама хочет видеть её прилежной ученицей?! Или когда ребёнок получает хорошую отметку, мама не обращает никакого внимания, но сына хочет видеть отличником, хорошистом. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей. Родители каждый день должны просматривать тетради и дневник ребёнка. В конце каждой недели обязательно ставить свою подпись.
Всех обучающихся нашего класса я могу условно разделить на следующие группы:
1) Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется хорошая подготовка к школе и ежедневная родительская поддержка не на уровне «ты у меня молодец, а учительница слишком строгая и программа очень трудная», а в плане помочь ребёнку разобраться в том материале, в котором он не сумел разобраться сам.
2) Особого внимания со стороны взрослых требуют дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря “забывчивые”: забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл выучить стихотворение и т.д. Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, который должен быть ни от раза к разу, а ежедневный и систематический.
3) К третьей группе я бы отнесла детей, которым “не дается” математика, русский язык, они плохо читают вслух. Да, родителям этих детей нужно прикладывать особые усилия, чтобы помочь, добиться хотя бы небольших результатов. Но не надо забывать и том, что школа – это не только русский язык и математика (хотя, конечно, это основные предметы и обязательный минимум они должны «взять»). Но часто эти дети бывают сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют, поэтому следует развивать другие их способности, которые помогут им “не потеряться”, а, наоборот, обрести уверенность в себе и затем постепенно начинать преодолевать трудности в учебе.
- Помните, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.
- Как известно, знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность оцениваются с помощью отметки.
- Не всегда ребёнок получает желаемую отметку. Пробелы в знаниях влияют на это. Просматривая тетради, самостоятельные работы, дневники, всегда просите детей объяснить, за что «4», «3» или «2».
- Отметки необходимо обсуждать. Если они хорошие – похвалить, спросить, доволен ли он своей работой. Если же отметка невысокая, необходимо детально проанализировать, в чём причина, какие трудности испытывал ребенок, помочь поработать ему над ошибками и обязательно вселить уверенность в будущий успех ученика.
8 СЛАЙД
Самооценка ребёнка и школьная отметка.
И очень важно воспитать в ребёнке умения сделать правильную самооценку.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя «хорошими», «умными» и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Так что же вы, родители, можете сделать, чтобы оценка, получаемая вашим ребенком не превратилась в «монстра, разрушающего личность ребенка»
Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?
Вы можете внушить ребёнку, что успехи в школе далеко не всегда соответствуют успехам на жизненном поприще. Многие известные люди плохо учились в школе. Отличники тоже идентифицируют собственную самооценку со школьной отметкой. Эти дети живут в постоянном страхе перед четвёрками.
Вам не нужно впадать в панику, если ребёнок впервые приносит домой двойку или тройку. Наказывать за неуспеваемость тоже последнее дело.
Что делать родителям, если ребёнок принёс дневник с не очень хорошими отметками?
Сядьте и посмотрите работу вместе с ребёнком.
Похвалите хотя бы за четвёрку по рисованию
Позвольте ребёнку рассказать вам о своих плохих отметках. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
Спросите его так:" Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы исправить свои отметки?", "Как по-твоему так вышло?"
Посочувствуйте ребёнку: "Мне жаль, что ты получил двойку. Ты, наверное, очень расстроился? Расскажи мне, как так вышло?"
Составьте с ребёнком и учителем план дальнейших действий.
Если вы поддержите ребёнка и поможете ему, ребёнок приложит все усилия, чтобы решить проблему с плохой отметкой.
Уважаемые родители, помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.
Не надо ждать от ребёнка сразу огромных результатов. Сначала проанализируйте всё, а именно (напомню беседы из 1 класса):
как вы забеременели (желанный ли был этот ребёнок, этот пол ребёнка);
как проходила беременность (здоровье мамы, соблюдали ли Вы режим сна, питания, прогулок. На сколько вы культурно просвещали себя и ребёнка в этот период).Как прошли роды.
Как вы занимались ребёнком (интеллектуально) сразу после родов;
Во сколько месяцев ребёнок заагукал, сел, пошёл, заговорил
Сколько он болел
Как вы боролись с его первыми капризами
И т.д.
Проанализировав вы поймёте, что далеко не у всех всё шло гладко. А сейчас хотим, чтобы ребёнок делал огромные шаги в развитии...
Как относится к отметкам ребенка.
Памятка для родителей
Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка. («Что узнал нового?» А не «Какие отметки получил?»)Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте посильную помощь. Контролируйте процесс, а не результат, чтобы приучить к организованности и умению обосновывать свои действия.
Задание должно быть выполнено и выполнено хорошо. Плохая работа требует осуждения. Труд, старание – путь к успеху.
Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Помогите правильно оценить ситуацию.
Не нужно сравнивать ребенка с кем-то. Каждый человек индивидуальность.
Не нужно обвинять беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Нужно реально смотреть на ситуацию, контролировать, помогать идти от одной удачи к другой.
Не надо искать причины в учителе и программе. Всё, что мы проходим, то, что требуется от детей, соответствует стандарту, а, следовательно, проходится по любой программе.
Может быть я, конечно, и спрашиваю серьёзно, учу доказывать, объяснять, но уверяю Вас это всё только ради их же успеха в дальнейшем. (о 4-х классах). И я прошу с пониманием к этому относиться, иначе никаких положительных результатов мы не добьёмся.
ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ
Хотим, чтобы были хорошие отметки. А что для этого сделали? Самородками рождаются единицы, а остальных нужно «шлифовать». Чем больше упустили в детстве, тем больше работы сейчас родителям, тем сложнее учиться детям.
Ребенок получил плохую отметку. Не спешите ругать. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
Спокойно выясните, почему так получилось. Что нужно сделать, чтобы результат стал выше?
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда пока не очень высок.
Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного и кропотливого труда.
Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить.
Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Не одобряйте желание ребенка ловчить, приспосабливаться ради положительного результата в виде хорошей отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, победах над собой, над своей ленью.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
И вообще, уделяйте ребёнку больше внимания. И я сейчас не имею в виду еду и одежду.
ПРИТЧА ОБ ОТЦЕ И СЫНЕ
4. Подведение итогов.
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют карточку «Отзыв о собрании»:
Я узнал, что ________________________________________________________________
Новым для меня стало то, что ________________________________________________________________
Я убедился, что ________________________________________________________________
Меня не смогли убедить в том, что ________________________________________________________________
Я категорически против того, чтобы ________________________________________________________________
Я возмущен тем, что ________________________________________________________________
В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем «Как относится к отметкам ребенка».