«Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе как условие успешной реализации ФГОС».


«Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе как условие успешной реализации ФГОС». Выполнила: Подолевская Татьяна Владимировна, учитель I квалификационной категорииМКОУ Тулинская СОШ. Методический семинар Актуальность введения программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией Подходы к обучению смысловому чтению. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение в структуре УУД: Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Стратегии смыслового чтения В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Приёмы работы с текстом 1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Формируют умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. Пример: Текст «Два товарища». - Составьте по три «тонких» и « толстых» вопроса. -Что сказал медведь мальчику? Мог ли первый мальчик поступить по-другому? Согласны ли вы, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают?- Почему мальчик бросил друга? Можно ли считать этих мальчиков настоящими друзьями? Почему вы считаете, что мальчик поступил плохо? Приёмы работы с текстом 2. Приём «Составление краткой  записи  задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. 3. Приём  «Составление вопросов к задаче». Позволяет научить анализировать информацию, представленную в объёмном тексте  математической задачи, формулировать   вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные. 4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» позволяет формировать умение самостоятельно        работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Пример: текст «Байкал», урок математики, 4 кл.- Придумайте вопросы по тексту, запишите их. Выполните задания. Какова средняя глубина озера Байкал?Какова глубина озер Танганьика и Каспийского моря? На сколько глубина озера Танганьика больше глубины Каспийского моря? Число, которое обозначает нижнюю точку котловины Байкала, увеличьте в 3 раза. Среднюю глубину озера увеличьте в 6 раз. Сумму глубин озера Танганьика и Каспийского моря увеличьте в 2 раза. Приёмы работы с текстом Приёмы работы с текстом 5. Приём «Ромашка Блума» Формирует готовность к разрешению проблемы.Пример: текст «Как растет сосулька» Простые вопросы: Как растет сосулька? Уточняющие вопросы: Если я правильно поняла, сосульки образуются в результате того, что одна капля намерзает на другую?Интерпретационные (объясняющие) вопросы: Почему капля не может сразу оторваться и полететь вниз? Творческие вопросы: Что было бы, если капля не встретила бы препятствия? Практические вопросы: Где мы можем наблюдать как растет сосулька? Приёмы работы с текстом 6. Прием «Инсерт». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Пример 1 : Текст «Первая рыбка», русский язык, 2 класс.-Прочитайте текст. Подчеркивайте новые незнакомые слова. Пометьте начало каждого абзаца. - Найдите и объясните значения новых слов в толковом словаре. В каком абзаце говорится какую рыбку поймал Юра?Сколько частей в тексте? Сколько абзацев в первой части? Во 2? В3? В 4?- Подчеркни в тексте слова, которые описывают ерша. Пример 2 : Текст «Кузнечик». - Прочитай текст, делай пометки в тексте.- Перечитай текст ещё раз, заполняя таблицу Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе  (–) Есть вопросы (?) Рекомендации учителям-предметникам: выбирать наиболее рациональные      виды чтения для усвоения  учащимися нового материала;формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;определять характер   деятельности   различных      групп     учащихся  при работе с учебником;предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мыщления;обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах деятельности. Выводы: Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. В результате проделанной работы за 4 года:Повысился интерес учащихся к чтению; Изменилось отношение к урокам (дети чаще стали посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием находят дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);Повысилось познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения); Развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;К сожалению, материально-техническая база оставляет желать лучшего: недостаточно художественной и справочной литературы, не все дети имеют доступ к интернету, но большую помощь в этой работе оказывают родители. Почти все родители с пониманием относятся к данной проблеме: помогают детям в поиске информации; посещают индивидуальные и групповые консультации, на которых рассматриваются вопросы по переработке полученных данных, оформлению и представлению работ и т.д. с целью оказывать детям посильную помощь при подготовке домашних заданий.