Урок по окружающему миру Профессии людей
Класс: 2 «А»
Предмет: окружающий мир
Учебник, авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. ШилинТема урока: «Профессии людей»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование у учащихся представления о многообразии профессий.
Планируемые достижения:
предметные:
-умение отличать профессии;
-понимание значение труда в жизни людей;
-приведение примеров различных профессий
метапредметные:
ЛУУД:
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- смыслообразование на этапе рефлексии урока;
- стремление к успешности в учебной деятельности, позитивный настрой, мотивация.
ПУУД:
- -воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
- осознанно строить речевое высказывание;
- выделение необходимой информации при работе с учебником.
КУУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения;
-умение формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
РУУД:
- контроль способа выполнения действия;
-принятие и сохранение учебной задачи;
-адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
-планирование своих действий.
Задачи урока:
образовательные:
-расширить представления учащихся о профессиях;
-познакомить с профессиями эколога, учителя, менеджера и др.;
-учить ориентироваться в мире профессий.
развивающие:
-содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
-развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять);
-развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- развивать интерес к урокам окружающего мира;
- продолжить развивать монологическую и диалогическую речь.
воспитательные:
-воспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
-воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
-воспитывать культуру учебного труда.
Ресурсы: карточки, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебник, ручка
Этапы урока, содержание (задания) Время Деятельность учителя (описание, прямая речь) Деятельность учащихся (описание, предполагаемые ответы) Формы, методы и приёмы обучения Формируемые УУД
I.Организационный момент 30 сек -Здравствуйте, ребята!
-Садитесь.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? (рабочая тетрадь, учебник, ручка)
Приветствуют учителя.
-Да
Словесный (вводная беседа), фронтальная работа КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
ЛУУД: стремление к успешности в учебной деятельности, позитивный настрой, мотивация
II.Повторение ранее изученного материала
1 мин
Организует беседу с целью повторения ранее изученного материала
Давайте вспомним, а что же такое общество?
-Как вы понимаете пословицу: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»?
-Ребята, представьте, если люди перестанут трудиться, что будет?
-Ребята, как вы думаете, что необходимо человеку для жизни?
- Давайте подумаем, какую пользу вы уже можете приносить обществу?
-А кто уже это делает? Какие виды работ вы выполняете? Отвечают на вопросы учителя
-Общество составляют люди, которые вместе трудятся, отдыхают, воспитывают детей, помогают друг другу.
-Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорят, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
-Некому будет лечить людей, учить детей, в домах исчезнет вода, газ.
-Свет, вода, жилище, пища, воздух, тепло
-Помогать родителям убираться, готовить, стирать, строить, сажать деревья.
Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, информационно- рецептивный метод
КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
РУУД (анализ и сравнение примеров на этапе постановки проблемы, при решении проблемы, при составлении алгоритма)
III.Актуализация знаний 8 мин Организует работу в группах
-Ребята, разделитесь на группы.
-Давайте вспомним, как нужно работать в группах
В первом конверте под №1 находятся слова, в конверте под № 2 их объяснения. Вам необходимо их сопоставить.
(1 конверт- профессии людей, 2- объяснения этих профессий).
Контролирует выполнение работы, организует беседу с целью выявления темы урока
-Ребята, что за слова находятся у нас в первом конверте?
-Правильно. Тема нашего урока «Профессии людей».
-Подумайте, что же такое «профессия»?
-Давайте проверим, как же вы сопоставили профессии и их описание.
-Кто пишет книги?
-Кто лечит людей?
-Кто учит детей?
-Кто лечит животных?
-Кто стрижёт людей?
-Кто занимается выдачей и приемом денег, продажей билетов?
-Кто печёт хлеб?
-Кто играет роли в театре или кино?
-Кто шьёт какие-либо вещи?
-Кто большой специалист по строительству зданий?
-Кто занимается обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий?
-Кто является мастером по приготовлению пищи?
-Кто разносит людям почту?
-Кто работает в библиотеке и помогает найти нужные книги?
-Кто тушит пожары?
-Кто занимается экологией и изучает окружающую природу?
-Кто поддерживает общественный порядок, охраняет здоровье и имущество законопослушных членов общества
-Кто убирает помещения в учреждениях, на предприятиях?
-Кто переносит свои мысли на полотно с помощью красок, карандашей, кистей?
-Ребята, профессии появляются в обществе. Каждый человек овладевает определенным родом деятельности. Профессии необходимы в современном мире, так как тем самым люди помогают друг другу, так как за каждым человеком закреплены определенные обязанности. Например, пожарный тушит пожары, а повар может готовить ему еду. Работают в группах, отвечают на вопросы учителя
-Уважать своих товарищей, уметь выслушивать мнение каждого, работать тихо.
Отвечают на вопросы учителя с целью выявления темы урока
-Профессии
-Это род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки.
-Писатель
-Врач (доктор)
-Учитель
-Ветеринар
-Парикмахер
-Кассир
-Пекарь
-Актер
-Швея (портной)
-Строитель
-Плотник
-Повар
-Почтальон
-Библиотекарь
-Пожарник (пожарный)
-Эколог
-Полицейский
-Уборщица
-Художник
Словесный (беседа), наглядный и практический (работа по карточкам), информационно - рецептивный метод, фронтальная работа, групповая работаРУУД (постановка учебной задачи)
КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
ПУУД (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель)
ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
IV.Изучение нового материала
11 мин Работает вместе с детьми по учебнику на стр. 49-51 с целью ознакомления с новым материалом. Говорит детям, что необходимо сделать.
-Откройте учебник на стр.49.
-Давайте прочитаем первый вопрос: Чем человек отличается от других живых существ?
-Значит, какой орган больше всего развит у человека?
-Посмотрите на 1 задание. Давайте прочитаем текст. О каких профессиях в нем говорится?
(Учитель читает текст)
-Вот как много самых разных и важных в современном мире мы нашли профессий. Уже сейчас многие профессии теряют свою актуальность. Например, как мы уже с вами прочитали, прачку заменила стиральная машина, вместо землекопа работает экскаватор, что, несомненно, упростило работу людей. Но некоторые профессии требуют больших затрат. Например, чтобы стать врачом, человек должен овладеть определенными знаниями и умениями, так как без знаний он не будет знать, например, внутреннее строение человека, а в результате этого, не сможет сделать операцию.
-Ребята, а кем же вы мечтаете стать в будущем? Объясните, почему?
-А кем работают ваши родители? Чем важен их труд?
-Найдите 2 задание на стр. 51. Рассмотрите, кто изображен на фотографиях?
-Кто изображен на первой фотографии?
-Посмотрите, кто изображен на второй фотографии, справа от фотографии учителя?
-Посмотрите на 3 фотографию, под фотографией учителя, кто изображен?
-Кто изображен на 4 фотографии?
-Ребята, а кто такой менеджер?
-Подумайте, что нужно знать людям о природе и человеке людям этих профессий?
-Следующая профессия- врач.
-Что должен знать пожарный?
-Что должен знать менеджер (руководит деятельностью людей в процессе выполнения задания, управляет определенным участком деятельности предприятия или фирмы) /секретарь (регистрация документов, обслуживание посетителей, прием телефонных звонков)/программист (разрабатывает программы)? Открывают учебник, отвечают на вопросы учителя, выполняют указания.
- Человек способен трудиться, читать, писать, способен к мыслительной деятельности, у него развита речь
-Головной мозг, т.к. человек способен к мыслительным операциям
-Строитель, повар, врач, конструктор (механик), землекоп, прачка, архитектор, ученые, актер, эколог, учитель.-Я хочу стать космонавтом. Узнавать что-то новое, исследуя космос.
-Летчиком. Мой папа водит самолет и перевозит людей. Моя мама повар. Она готовит людям еду.
-Учитель
-Врач
-Пожарный
-Менеджер
-Это специалист в области управления персоналом
-Учитель должен знать экологическую культуру, чтобы сообщать детям, как человек должен вести себя не только в обществе, но и по отношению к окружающей природе. В обществе человек должен уважительно относиться к другим людям, так же и к природе, т.е. не выбрасывать мусор в реки, не поджигать сухую траву.
-Врач должен знать о природе то, как экологические последствия влияют на организм человека, а так же внутреннее и внешнее строение человека.
-Пожарный наиболее сильно влияет на окружающую природу, т.к. именно от него зависят дальнейшие происходящие события. Не успев потушить горящий лес, он погибает, в результате могут погибнуть и животные, что отрицательно скажется на видовом разнообразии. Так же пожарный в любую секунду должен оказать первую помощь пострадавшим. Например, помочь выйти из горящего здания.
-Менеджер, прежде всего, должен знать, что компьютер не только оказывает положительное влияние при выполнении необходимой работы, но и отрицательно сказывается на состоянии человека. Например, у человека может ухудшиться зрение. По отношению к природе он должен знать общие принципы эксплуатации приборов, а также правильно пользоваться электрическими приборами, иначе может произойти замыкание. Словесный (беседа), практический и наглядный (работа с учебником, информационно - рецептивный метод, фронтальная работаРУУД (контроль способа выполнения действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, анализ и сравнение примеров на этапе постановки проблемы, при решении проблемы, при составлении алгоритма, при решении примеров)
КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с учебником)
ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
V.Физминутка1,5 мин -Давайте немного отдохнем. Учитель показывает движения Выполняют движения вместе с учителем Словесный (объяснение), наглядный и практический (выполнение упражнений) КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
VI.Изучение нового материала 6 мин Предлагает поиграть в игру, в которой необходимо назвать профессии, которые называются с каждой буквы алфавита.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Самые разнообразные профессии». Вам нужно будет назвать профессии, которые называются с каждой буквы алфавита, а также объяснять, какие действия выполняет этот человек. Называем процессии по цепочке. Я начинаю. Мне достается буква А.
-Адвокат. Это человек, которому поручено вести дело на суде, защитник подсудимого.
-Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали!
-Какую же профессию вы считаете самой важной в обществе и почему? Может, таких профессий несколько? Называют профессии по очереди
-Следующая буква Б (бухгалтер), В (водитель, визажист), Г (геолог, горничная), Д (дворник, дизайнер), Е (егерь (охотник), Ж (журналист- специалист в сборе и обработке информации), животновод), З (замерщики, зоологи, землекопы), И (издатели, изобретатели, инженер), К (капитан, каменщик, кассир), Л (лекарь, лейтенант, лаборант), М (майор, маляр, матрос, мастер, машинист), Н (наездники, няня), О (окулист, овощевод), П (певец, пастух, пианист), Р (рабочий, редактор, режиссер), С (садовод, сантехник, сварщик), Т (терапевт, танцор, техник), У (уборщица, учитель, управляющий), Ф (фельдшер, физик, флорист), Х (хирург, художник), Ц (цирюльник- парикмахер, владеющий элементарными приемами врачевания), цветочница), Ч (часовщик, чистильщик, чтец), Ш (швея, штурман), Э (эколог, экономист, эксперт, электрик), Ю (ювелир, юрист), Я (ямщик –это работник, который правит лошадьми на экипаже)
-Все профессии нужны
Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, информационно- рецептивный метод, метод контроля и самоконтроля КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с учебником)
ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
VII.Закрепление изученного материала 10 мин Организует работу по тетрадям на печатной основе
-Откройте рабочие тетради на стр. 18. Давайте прочитаем название раздела.
-Найдите 1 задание. Давайте его прочитаем. Рассмотри рисунки. Напиши, кем хотят стать эти ребята. Укажи цифрами место их будущей работы.
-Посмотрите на 1 картинку сверху. Кто изображен?
-Подпишите под картинкой. А в кружочке поставьте необходимую цифру. Какую цифру записали?
-Посмотрите на 2 картинку. Кто это?
-Какую цифру напишем?
-Кто изображен на 3 картинке сверху? Какую цифру запишем?
-Кто изображен на 4 картинке снизу? Какую цифру запишем?
-Кто изображен на 5 картинке снизу? Какую цифру запишем?
-Кто изображен на 6 картинке снизу? Какую цифру запишем?
-Кто изображен на 7 картинке снизу? Какую цифру запишем?
-Переходим к заданию 2. Подчеркни профессию, которую ты хотел бы выбрать в будущем. Почему именно эта профессия?
-Давайте прочитаем 3 задание. Разгадай слово, называющее одну из профессий.
-Что изображено на 1 картинке?
-Записываем в клеточки под цифрой 1 по вертикали.
-Какое животное изображено под цифрой 2?
Запишите в клеточки слово «утконос» под цифрой 2 по вертикали.
-Следующая картинка под номером 3. Что изображено?
Запищите под цифрой 3 по вертикали.
-Что изображено под цифрой 4? Запишите в клеточки.
-Что изображено под цифрой 5? Запишите.
-Вы, наверное, уже догадались, какая профессия у нас получилась?
Эта профессия- эколог.
-Ребята, а кто же такой эколог?
-Сейчас я предлагаю поработать вам индивидуально и решить тестовые задания. Необходимо обвести в кружок букву с правильным ответом.
- Следующее задание -восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать. Задание понятно?
Профессий всех не сосчитать!А вы какие можете назвать?Поезд водит….(машинист)Трактор водит….(тракторист)В школе учит нас ….(учитель)Строит здание ….(строитель)Стены выкрасил….(маляр)Доску выстругал…(столяр)В шахте трудится…(шахтер)В доме свет провел…(монтёр)В жаркой кузнице…(кузнец)Кто всё знает - …(молодец!)Работают в рабочих тетрадях
-Человек и общество
-Продавец
-6
-Менеджер-специалист в области управления.
-4
-Учитель, цифру 7
-Моряк, цифру 3
-Летчик, цифру 1
-Врач (доктор), цифру 2
-Конструктор, цифру 5
-Кактус
-Утконос-это млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.
-Пальма
-Мухомор
-Пингвин
-Это человек, который изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных посредством наблюдения и опросов, с помощью приборов в лаборатории или на природе. Благодаря его работе обществу предоставляются сведения о влиянии природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей.
Самостоятельно выполняют тест
-Машинист
-Тракторист
-Учитель
-Строитель
-Маляр
-Столяр
-Шахтер
-Монтер
-Кузнец
-Молодец Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, наглядный и практический (работа с рабочей тетрадью, карточками), информационно - рецептивный метод, метод контроля и самоконтроля, индивидуальная работаКУУД ( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с рабочей тетрадью)
ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
VIII.Итог урока 6 мин Подводит итог урока
-Ребята, какую же тему мы сегодня изучали на уроке?
-Встретились ли вам какие-то новые профессии, которые вы не знали? Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.
Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
Профессий много в мире есть,Их невозможно перечесть.Сегодня многие нужны,И интересны, и важны.И ты скорее подрастай,Профессией овладевай.Старайся в деле первым бытьИ людям пользу приносить!
- Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию?
-А сейчас я предлагаю вам побыть художниками и нарисовать недостающие элементы.
-Запишите домашнее задание: прочитать еще раз текст. Стр. 49-51 Отвечают на вопросы учителя
-Профессии
-Нет
-Учеба
-Нет, потому что все профессии важны
Записывают домашнее задание Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
IX.Рефлексия 1 мин - Вы довольны сегодня своей работой? Оцените свою работу с помощью большого пальца. Если вы считаете, что справились отлично со всеми заданиями на уроке – поднимите палец вверх, если есть еще над чем поработать – палец сторону, а если считаете, что тема сегодняшнего урока усвоили плохо, то опустите палец вниз. Оценивают работу на уроке
Словесный (беседа)
Фронтальная форма, словесный (объяснение) КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
ЛУУД (смыслообразование на этапе рефлексии урока)